Васильев Пётр Петрович

Материал из Свободная энциклопедия Урала
Перейти к навигации Перейти к поиску


Петр Петрович Васильев

Справка
Васильев Петр Петрович
Фамилия:
Васильев
Имя:
Петр
Отчество:
Петрович
Дата рождения:
12 июня 1912 года
Место рождения:
ст. Гулькевич Кубанской области
Дата смерти:
11 декабря 2003 года
Место смерти:
г. Екатеринбург


Биография[править]

Окончил Институт Коминтерна в Харькове (1932), инженер-технолог.

Лауреат Государственной премии СССР (1943). Награжден орденами Красной Звезды (1941), «Знак Почета» (1942), Отечественной войны II степени (1944), медалями.

В 1932-1941 гг. – на Харьковском машиностроительном заводе; в 1941-1959 гг. – руководитель конструкторской группы, заместитель главного конструктора КБТ Уралвагонзавода; в 1959-1962 гг. – главный конструктор завода «Металлист»; в 1962-1990 гг. – заместитель генерального конструктора ЦКБ «Трансмаш» ФГУП «Уралтрансмаш».

Один из создателей танка Т-34. Занимался разработкой и совершенствованием боевых машин Т-44, Т-54, Т-55 и др. На «Уралтрансмаше» занимался совершенствованием военных машин: ЗРК «Круг», ГМЗ-3, СГСЗМ, СГ2СЗ, СМ2С4, СП2С5, СГ2С19 и др. Имеет авторские свидетельства на изобретения.

См. также[править]

22 июня. Памятник, установленный на могиле одного из конструкторов легендарного танка Великой Отечественной войны Т-34 Петра Васильева, был открыт накануне на Широкореченском кладбище. Об этом сообщает пресс-служба мэрии.

Могила Васильева П.П. на Широкореческом кладбище г. Екатеринбурга

Васильев ушел из жизни в 2003 году. С инициативой увековечить его память выступили ветераны завода «Уралтрансмаш», на котором долгие годы Васильев проработал заместителем главного конструктора. Инициатива была поддержана лично главой Екатеринбурга Аркадием Чернецким, который также работал на этом заводе и знал Васильева по откликам заводчан.

Жизнь Васильева — это отражение истории отечественной бронетанковой техники. После войны уральские конструкторы создали танк нового поколения — Т-54. Васильев работал над модернизацией этой модели, что позволило получить совершенную для того времени машину. Будучи заместителем главного конструктора «Уралвагонзавода», он руководил работами по созданию Т-55, еще одной бронированной машины, составившей целую эпоху в истории отечественных бронетанковых сил.

«Конструктором от бога» называли Васильева те, кто работал с ним в конструкторском бюро «Уралтрансмаша». Это КБ стало головным в проектировании самоходных артиллерийских установок дивизионного и армейского звеньев: ракетно-зенитного комплекса «Круг», гусеничного минного заградителя, самоходной гаубицы «Акация», самоходного миномета «Тюльпан».

На траурном митинге, посвященном открытию памятника, собрались бывшие коллеги, друзья и соратники, родные и близкие Васильева. Они вспоминали о нем как о человеке, который всю свою жизнь посвятил созданию бронетанковой техники. Его ценили за конструкторский талант и человеческие качества. Перед собравшимися выступили генеральный конструктор ЦКБ «Уралтрансмаш» Юрий Бутрин, бывший генеральный конструктор завода, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии Юрий Томашов, работавший с Васильевым на протяжении 40 лет.

Аркадий Чернецкий выразил слова благодарности ветеранской общественности завода за инициативу установить памятник, а также всем, кто принимал участие в его изготовлении и установке. «Сегодня очень важно сохранить память о таких людях, как Петр Петрович Васильев, не только для людей его поколения, но и для наших детей и внуков»,— подчеркнул глава города.


Ноу-хау Петра Васильева

На площадке музея боевой славы федерального государственного унитарного предприятия «Уралтрансмаш» в ряду других боевых машин стоит танк Т-34-85. В мае 1998 года на открытии экспозиции право первым возложить цветы на броню легендарной тридцатьчетверки было предоставлено П. П. Васильеву - одному из создателей лучшего танка второй мировой войны. В июне лауреату Государственной премии СССР Петру Петровичу Васильеву исполнилось 90 лет.

Свою трудовую деятельность он начал в 16 лет на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна в качестве модельщика. Несколько лет спустя, уже после службы в армии, Васильев вошел в состав того самого КБ, которое возглавлял главный конструктор Т-34 М. И. Кошкин. Именно тогда П. Васильев представил принципиально новый привод управления фрикционами и тормозами с применением сервопружин и шариковых механизмов выключения фрикционов. И помогло ему в этом одно случайное наблюдение.

На будущей тридцатьчетверке предполагалось установить разработанный ВНИИ-20 и проходивший испытания на танке А-20 пневматический сервопривод. Петр Петрович так вспоминает тот момент: «Механизм был сложный: баллоны, клапаны, воздухораспределители, пневмоцилиндры, одних трубопроводов сколько было... Механизм капризный. То и дело уплотнение где-нибудь нарушается, трубка лопнет, клапан зависнет. Вышел я как-то во двор КБ, стоит А-20, испытатели опять с механизмом возятся, опять у них «воздух в воздух вышел».

Посмотрел на это дело Васильев, вернулся в цех, встал за кульман. А через три дня на техсовете рассматривался механизм привода выключения главного фрикциона с сервопружиной и шариковым механизмом (с так называемыми «слезками»). Это было настолько удачное решение, что отпала необходимость строительства и организации специального производства по изготовлению пневматического привода. Надежность изделия Васильева оказалась стопроцентной.

Это конструкторское решение нашло широкое применение в бронетанковой технике. Механизм был признан изобретением, и 10 мая 1941 года Петру Петровичу было выдано авторское свидетельство № 3843. Васильевское ноу-хау вошло во все учебники по конструированию гусеничных машин.

П. П. Васильевым были разработаны рабочие места механика-водителя и стрелка-радиста. Под его руководством была создана, установлена в танке Т-34 и успешно испытана огнеметная установка ТО-41. Дальность огнеметания орудия достигала 65 метров, а спецсмесью - до 100. Каждый выстрел уносил в сторону врага до 10 литров жидкостей. В годы войны Уралвагонзаводом было выпущено несколько сот огнеметных танков ОТ-34.

Конструкторское бюро Васильева проделало работу по отработке конструкции и снижению трудоемкости изготовления отдельных узлов и деталей танка, что в условиях военного времени имело неоценимое значение, способствовало увеличению количества выпускаемых заводами танков. За эту работу он был награжден двумя орденами.

В послевоенный период Васильев участвовал в компоновке и конструктивной разработке танков Т-43, Т-44 и Т-54. На танках Т-44 и Т-54 впервые в мировом танкостроении была осуществлена посадка механика-водителя на сиденье с переменной высотой: по-боевому - с закрытым люком и по-походному - с открытым. Это положение позволило сократить высоту рабочего места водителя танка в походном положении, а в боевом - не ослаблять передний лист корпуса танка за счет люка, как это было сделано на Т-34. Для танка Т-54 Васильевым была разработана конструкция однотяжной системы управления планетарными механизмами поворота и тормозами с применением механического сервопривода и однокулачковым разделителем, что позволило без применения сервопневмопривода решить вопрос об обеспечении допустимых усилий на органах управления. За создание нового танка Т-43 и постановку его на серийное производство П. Васильеву в 1948 году было присвоено звание лауреата Сталинской премии. Позже Петр Петрович, будучи заместителем главного конструктора на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле, стал автором и руководителем конструкторских работ по разработке и постановке на серийное производство танка Т-55.

В 1959 году по решению Свердловского совнархоза Васильев переводится на должность главного конструктора Свердловского завода транспортного машиностроения. После объединения с ОКБ Уралмашзавода работал первым заместителем главного конструктора по серийному производству самоходных шасси. Его идея постановки последующих разработок предприятия на отработанные и хорошо себя зарекомендовавшие базовые танковые узлы нашла воплощение во второй половине восьмидесятых годов при производстве 152-мм самоходно-артиллерийской установки «МСТА-С».

Сегодня фамилию П. П. Васильева можно встретить в различных изданиях, посвященных танкостроению. Например, «История танка» И. Шмелева, «Конструктор Морозов» В. Листовского и К. Слободина, в книге польского издательства министерства обороны «Uwaga, T-34» Я. Магнуского. Петр Васильев стал одним из героев хроникально-документальной повести Я. Резника «Сотворение брони». На титульном листе подаренного легендарному конструктору танков экземпляра своей книги Резник сделал такую надпись: «Петру Петровичу Васильеву, соратнику Михаила Ильича Кошкина, делившему с ним все творческие муки и радости создания тридцатьчетверки».

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».