Гинзбург Семён Захарович

Материал из Свободная энциклопедия Урала
Перейти к навигации Перейти к поиску


Семен Захарович Гинзбург

Справка
Гинзбург Семен Захарович
Фамилия:
Гинзбург
Имя:
Семен
Отчество:
Захарович
Дата рождения:
4 ноября 1897 года
Место рождения:
г. Минск
Дата смерти:
15 мая 1993 года
Место смерти:
г. Москва


Биография[править]

Окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана (1927), инженер-строитель. Доцент (1927). Действительный член Академии строительства и архитектуры СССР.

Награжден орденами Ленина (5 раз), Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени (дважды), Дружбы народов, медалями.

В 1918–1931 гг. – заведующий отделом Московского горисполкома, военный комиссар Военно-хозяйственной академии, помощник инженера на строительстве Центрального телеграфа в Москве, руководитель группы по строительству наркомата РКИ СССР; в 1932–1939 гг. – начальник Главстройпрома наркомата тяжелой промышленности СССР, заместитель наркома, председатель Комитета по делам строительства при СНК СССР; в 1939–1946 гг. – народный комиссар по строительству СССР; в 1946–1950 гг. – министр строительства военных и военно-морских предприятий СССР, министр промышленности строительных материалов СССР; в 1957–1963 гг. – заместитель председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства; в 1963–1970 гг. – председатель правления Стройбанка СССР.

Под его руководством вводились в строй эвакуированные предприятия, в сжатые сроки возведены Чебаркульский металлургический и Челябинский трубопрокатный заводы, оборудовано 60 тыс. кв. м производственных площадей на Челябинском Кировском заводе и т.д. Член ЦИК СССР 7 созыва, депутат Верховного Совета СССР (1937–1950).

См. также[править]

Первый нарком строительства

В 1938 году правительство СССР учредило Комитет по делам строительства при Совнаркоме СССР. Председателем этого комитета был назначен Семен Захарович Гинзбург.

Что нам известно об этом человеке?

Семен Гинзбург родился в 1897 году в Минске в семье служащего лесной конторы. В марте 1917-го вступил в РСДРП(б) и вскоре стал секретарем одного из Советов в Калужской губернии. До своего назначения накркомом он работал на различных должностях.

В 1938 году председатель Комитета по делам строительства при СНК СССР С.З.Гинзбург парткомом комитета был исключен из партии за «полную потерю классовой бдительности, отрыв от партийной жизни и неискренность». В те времена в большинстве случаев за таким наказанием следовали увольнение с работы и арест. В этом случае все произошло не так. Через четыре месяца партколлегия отменила решение об исключении Гинзбурга из партии, заменив его строгим выговором.

Между тем международная обстановка потребовала принятия неотложных мер по повышению обороноспособности Советского государства, в том числе ускорения строительства новых предприятий оборонного значения.

В мае 1939 года сессия Верховного Совета СССР обсудила и приняла закон «Об образовании общесоюзного Народного Комиссариата по строительству». Ему было поручено обеспечение сооружения наиболее крупных промышленных предприятий и связанное с ними жилищное и культурно-бытовое строительство.

Встал вопрос о кандидатуре нового наркома. Позже Семен Захарович вспоминал:

«Что касается кандидатуры первого народного комиссара по строительству, то вскоре после сессии меня вызвали на прием к И.В.Сталину... Помнится, что, кроме Сталина, там находились В.М. Молотов, М.И.Калинин, К.Е.Ворошилов, Л.М.Каганович, А.И.Мико- ян, А.А.Андреев, Л.П.Берия, Г.М.Маленков и, кажется, М.Ф.Шкирятов.

Подойдя ко мне, Сталин поздоровался за руку. Ладонь его руки была небольшой и мягкой. На нем были ставший уже традиционным полувоенный френч и мягкие грузинские сапоги. Но внешне Сталин несколько изменился: появились седина и на бледном лице морщины у глаз. Выглядел он усталым и несколько озабоченным. Попыхивая трубкой и пристально глядя мне в глаза, Сталин сказал:

– Мы решили предложить вашу кандидатуру, товарищ Гинзбург, на должность народного комиссара по строительству. Как вы относитесь к этому предложению?

Стараясь подавить охватившее меня волнение, я ответил:

– Конечно, для меня большая честь стать первым наркомом по строительству. Я высоко ценю оказанное мне ваше доверие, товарищ Сталин, доверие Центрального Комитета партии и понимаю, какая на меня возлагается большая ответственность... Я постараюсь приложить все свои силы, опыт и знания, чтобы достойно справиться с порученным делом. Но как коммунист хочу напомнить, что в феврале нынешнего года партколлегия, отметив как несправедливое и ошибочное решение парткома Комитета по делам строительства о моем исключении из ВКП(б), заменила его строгим выговором. Так что у меня имеется партийное взыскание.

После этих моих слов Сталин коротко заметил:

– Члены Политбюро ЦК знают об этом, товарищ Гинзбург. Вот вы на новом высоком и ответственном посту всем и докажите, что и это наказание было чересчур строгим и тоже ошибочным.

16 июня 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР я был назначен народным комиссаром по строительству».

* * *

Серьезным испытанием для наркома Гинзбурга стала Великая Отечественная война.

В конце июня 1941 года в Кремль вызвали руководителей промышленных наркоматов и ряда важнейших хозяйственных учреждений. Когда совещание закрылось, к Семену Захаровичу подошел Сталин. Он поздоровался и сказал:

– Товарищ Гинзбург, я прошу вас проследить за демонтажем броневых станов в Ленинграде (с Кировского завода. – Э.И.) и Мариуполе (с Мариупольского металлургического завода имени Ильича. – Э.И.). Они должны быть перебазированы в Нижний Тагил и на Магнитку как можно быстрее.

Сделав небольшую паузу, Сталин продолжил:

– Пока эти станы будут перемещаться на Урал, передайте туда все необходимые указания, чтобы в кратчайшие сроки там были построены соответствующие цеха и сооружения, где бы можно было смонтировать и пустить в действие оба стана. Кроме того, примите все меры, чтобы в установленные сроки были возведены цеха и все, что понадобится для увеличения выпуска танков в Челябинске, Нижнем Тагиле и Сталинграде...

После этого совещания Семену Гинзбургу стало особенно ясно, что война будет длительной и борьба с вторгшимися армиями врага предстоит очень тяжелая.

С именем Гинзбурга связаны все ударные стройки военных лет, особенно строительство Чебаркульского завода, Челябинского трубопрокатного завода, прокладка бензопровода по дну Ладожского озера.

В конце декабря 1941 года Государственный Комитет Обороны поставил перед Наркомстроем СССР задачу – на базе перемещенного на Урал из Подмосковья оборудования завода «Электросталь» построить на новом месте в поселке Чебаркуль Челябинской области крупное предприятие черной металлургии. Требовалось сдать этот завод в эксплуатацию не позднее 15 марта 1942 года, т.е. соорудить его всего за 75 дней.

Непосредственное руководство строительством ГКО возложил на народного комиссара по строительству С.З.Гинзбурга.

О масштабе предстоящей работы говорили хотя бы такие данные. В небывало сжатые сроки надо было соорудить здания общей площадью 62 тысячи квадратных метров и объемом 400 тысяч кубических метров, выполнить огромный объем земляных, бетонных и железобетонных работ, возвести промышленные печи, произвести монтаж 6 тысяч тонн сложного технологического оборудования и т.д. Причем все это предстояло осуществить в условиях суровой уральской зимы, при 45-градусном морозе...

Точно в назначенный срок – 15 марта 1942 года Чебаркульский завод был введен в эксплуатацию.

На выполнение исключительно трудной задачи – прокладки бензопровода по дну Ладожского озера в зоне активных действий авиации и артиллерии противника весной 1942 года – строителям потребовалось всего 50 дней. Он безотказно действовал, снабжая Ленинград горюче-смазочными материалами в течение 20 месяцев, вплоть до прорыва вражеской блокады.

Такими же ударными стройками военных лет были домны на Магнитогорском и Чусовском заводах, автомобильные заводы в Ульяновске и Миассе, Алтайский тракторный завод в Рубцовске и «Сибмаш» в Красноярске, ряд авиационных и танковых предприятий, заводы химической промышленности, по производству стрелкового вооружения и боеприпасов, а также многие десятки других.

* * *

Работники Наркомата по строительству приняли самое активное участие в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства.

Народный комиссар по строительству СССР, один из «сталинских наркомов» С.З.Гинзбург вспоминал:

«И, наконец, еще одна страница героической эпопеи возрождения. Она связана с моей родиной, городом моего детства, с Белоруссией, на долю которой выпали особо жестокие испытания.

Приехал я в Минск осенью 1944 г., вскоре после того, как он был освобожден от фашистской оккупации.

Я знал, что Минск сильно разрушен, – читал об этом в газетах, но то, что увидел, потрясло: города, по существу, не было. Фабрики, заводы, институты, школы, жилье, электростанции, водопровод, трамвай – все разрушено. Развалины, руины, пустыри, покрытые пожухлой травой, воронки. Только на окраинах кое-где сохранились деревянные домики...

Жилье в Минске было уничтожено более чем на 80%, а из 332 предприятий осталось 21. Нужно было немедля возрождать промышленность, но нельзя было ни на один день откладывать восстановление жилища. С жилья все начинается!

...С самого начала восстановительные работы в Белоруссии велись по широкому фронту. Ни город, ни деревня не ждали своей очереди – они возрождались одновременно, параллельно. Тысячи сел и деревень, почти полностью уничтоженных оккупантами, не только ожили, но и преобразились.

...Была учреждена специальная подрядная организация по осуществлению всех монтажных работ в столице республики – Главминстрой.

Строители возвращались в Белоруссию с Урала, где они трудились на оборонных заводах, или же с фронта...

Белоруссия быстро возрождалась. Естественно, наибольшие успехи в первые же годы восстановления были достигнуты в промышленном строительстве республики. И масштабы этих работ, и темпы – поразительные. Минск был освобожден от оккупантов в 1944 г., а к 1945 г. в столице работало уже 3 тыс. предприятий...»

После войны Семену Гинзбургу тоже пришлось занимать ряд очень ответственных постов в ранге заместителя, первого заместителя министра, заместителя председателя Госстроя СССР.

В 1963–1970 годах Семен Захарович был председателем правления Стройбанка СССР. С 1970 года находился на пенсии. Более 13 лет Гинзбург был депутатом Верховного Совета СССР. Среди его наград – пять орденов Ленина, другие ордена и медали. Прожил Семен Захарович 96 лет.

Автор: профессор БГПУ им. М.Танка, доктор исторических наук Эмануил ИОФФЕ, «Вечерний Минск».