Горлицкий Лев Израилевич
Лев Израилевич Горлицкий
- Фамилия:
- Горлицкий
- Имя:
- Лев
- Отчество:
- Израилевич
- Дата рождения:
- 3 марта 1906 года
- Место рождения:
- с. Степанцы Киевской губернии
- Дата смерти:
- 2 ноября 2003 года
Биография[править]
Окончил Ленинградский военно-механический институт (1932), инженер-механик.
Лауреат Государственной премии СССР (1943, 1946). Награжден орденами Кутузова II степени (1945), Отечественной войны I степени (1944), Красной Звезды (1938, 1943), «Знак Почета» (1944), медалями.
В 1932-1936 гг. – инженер-конструктор, руководитель группы Кировского завода; в 1936-1940 гг. – главный конструктор завода «Арсенал»; в 1940-1941 гг. – заместитель главного конструктора, главный конструктор по артиллерийскому производству Кировского завода; в 1941-1950 гг. – главный конструктор по самоходной артиллерии Уралмашзавода; в 1954-1977 гг. – на Кировском заводе.
В довоенное время создал 76-мм горную пушку образца 1938 г., 107-мм горную гаубицу образца 1939 г., 90-мм гарпунно-китобойную пушку, 200-мм мортиру для метания глубинных бомб. Провел большую работу по модернизации орудий старой русской артиллерии калибров 76-мм, 122-мм и 152-мм. Под его руководством в период Великой Отечественной войны созданы проекты 13 боевых машин, четыре из которых – СУ-122, СУ-85, СУ-85М и СУ-100 – были приняты на вооружение СА.
См. также[править]
Л.И.Горлицкий окончил Киевский политехнический институт и Военную Академию. Война застала Л.И.Горлицкого в должности главного конструктора артиллерийского производства Ленинградского завода им. С.М.Кирова.
Необходимо было ликвидировать превосходство врага в боевой технике, вооружении и, особенно, в средствах, повышающих ударную и огневую силу войск. Одним из таких средств была самоходная артиллерия. Речь шла о создании боевых машин с более мощными орудиями и большим боекомплектом, чем танки, способных действовать в боевых порядках при любых темпах наступления, вести огонь не только прямой наводкой, но и с закрытых позиций. Особая задача самоходных артиллерийских установок (САУ) заключалась в непрерывном сопровождении танков и пехоты, особенно подвижных соединений в оперативной глубине.
23 октября 1942 г. Государственный Комитет Обороны (ГКО) поставил перед оборонной промышленностью задачу в короткие сроки наладить массовое производство самоходно-артиллерийских установок. Уралмашзавод получил задание спроектировать и изготовить опытный образец самоходной артиллерийской установки СУ-122, вооруженной 122-мм гаубицей.
На Уралмашзаводе было создано специальное конструкторское бюро из эвакуированных ленинградцев, позже присоединившихся сталинградцев и свердловчан, которым руководил до конца Великой Отечественной войны Л.И.Горлицкий.
Этот коллектив создал на базе танка Т-34 семейство артиллерийских самоходных установок СУ-122, СУ-85 и СУ-100.
САУ отличалась от танка, прежде всего, отсутствием вращающейся башни и более мощным вооружением. Корпус самоходной установки – боевая рубка – спроектирован заново. В наклонном лобовом листе корпуса в специальной амбразуре помещалась качающаяся часть 122-мм полевой гаубицы. Орудие имело два прицела – танковый телескопический шарнирный (для стрельбы прямой наводкой) и гаубичный с панорамой (для стрельбы с закрытой позиции).
Особое внимание было уделено созданию максимальных удобств экипажу, размещению боекомплекта, хорошей обзорности и свободному доступу к основным узлам машины. Образцы СУ-122 были собраны к началу декабря 1942 г; успешно прошли государственные испытания, а в январе 1943 г. два из них были доставлены в Кремль.
Новые боевые машины осматривали председатель ГКО И.В.Сталин, наркомы, маршалы и генералы Красной Армии: К.Е.Ворошилов, В.А.Малышев, Д.Ф.Устинов, Г.К.Жуков, Н.Н.Воронов, Я.Н.Федоренко, Б.Г.Вершинин и другие, которые интересовались удобством работы экипажа в бою и на марше, обзорностью машины, ее боевым использованием, взаимодействием с танками. ГКО принял на вооружение Красной Армии СУ-122.
За создание СУ-122 Л.И.Горлицкий был удостоен Государственной премии.
В середине 1943 г. конструкторским коллективом, которым руководил Л.И.Горлицкий, была создана новая артиллерийская самоходная установка СУ-85.
По сравнению с СУ-122 увеличилась эффективная дальность стрельбы по немецким бронированным машинам в полтора раза. Создание СУ-85 совпало с появлением новой немецкой техники («Пантера», «Тигр», «Фердинанд»).
Было решено изготовить сразу четыре опытных образца СУ-85, отличающихся один от другого вооружением (различные варианты 85-мм пушки), броней, боекомплектом и расположением некоторых узлов и агрегатов.
Для крепления орудия была разработана оригинальная рамочная конструкция, которая позднее была принята для всех самоходных установок. Лучший из этих образцов с 85-мм пушкой Д-6С, созданной в конструкторском бюро Героя Социалистического Труда Ф.Ф.Петрова, и боекомплектом в 48 выстрелов, был принят на вооружение Красной Армии. Имея лучшую подвижность, чем тяжелые немецкие танки и артсамоходы, СУ-85 при своей сравнительно ограниченной броневой защите успешно вела с ними борьбу.
Еще более совершенная самоходная установка СУ-100 была создана в начале 1944г.
СУ-100 при незначительном увеличении веса (на 6%) обладала более мощным вооружением, чем СУ-85, и более сильной броневой защитой. Придавая важное значение быстрейшему проведению испытания СУ-100, ГКО назначил Правительственную комиссию по испытаниям в составе наркома вооружения тов. Д.Ф.Устинова, маршалов Я.Н.Федоренко и Н.Н.Воронова.
В результате проведенных государственных испытаний СУ-100 была рекомендована на вооружение Красной Армии.
На СУ-100 возлагали задачи непосредственной поддержки атакующих танков на поле боя, борьбы с тяжелыми танками противника и подавление его противотанковых средств.
100-мм бронебойный снаряд с начальной скоростью 900 м/с пробивал с расстояния в 1000 м 160-мм броню. Высокая скорострельность (8-10 выстрелов в минуту при стрельбе с места и коротких остановок) обеспечивалась благодаря свободной компоновке рубки СУ-100 и наличию полуавтоматического затвора у пушки ДС-10.
Известные своими успешными действиями на всех фронтах, самоходные установки СУ-122, СУ-85 и СУ-100 зарекомендовали себя в годы Великой Отечественной войны как отличные боевые машины. При их проектировании и изготовлении конструктора стремились избежать разработки новых узлов, что в процессе войны неизбежно привело бы к сокращению производства. Один из положительных факторов достижения количественного превосходства советских САУ над врагом заключался именно в том, что при создании целого семейства САУ максимально использовались унифицированные узлы танка Т-34.
За создание СУ-100 Л.И.Горлицкий был вторично удостоен звания лауреата Государственной премии.
Заслуги перед Родиной Л.И.Горлицкого и руководимого им коллектива отмечены многими орденами и медалями.