Гречишников Владимир Фёдорович

Материал из Свободная энциклопедия Урала
Перейти к: навигация, поиск


Владимир Федорович Гречишников

Справка
Гречишников Владимир Федорович
Фамилия:
Гречишников
Имя:
Владимир
Отчество:
Федорович
Дата рождения:
27 июня 1917 года
Место рождения:
г. Уфа
Дата смерти:
15 августа 1958 года
Место смерти:
г. Снежинск Челябинской области


Биография[править]

Окончил Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана (1939), инженер-конструктор.

Лауреат Ленинской премии (1958), Государственной премии СССР (1951, 1953, 1958). Герой Социалистического труда (1953). Награжден орденами Ленина (1946, 1949, 1953), Трудового Красного Знамени (трижды), Красной Звезды (1945), медалями.

В 1939—1940 гг. — в Центральном институте авиамоторостроения (Москва): инженер-конструктор, старший инженер, заместитель руководитель группы; в 1940—1941 гг. — на Кировском заводе (Ленинград): руководитель конструкторской бригады; в 1941—1947 гг. — на заводе № 76 (г. Свердловск): заместитель главного конструктора по опытным работам; в 1947—1955 гг. — в г. Арзамас-16 (г. Саров Нижегородской области); с 1955 г. — заместитель главного конструктора ВНИИТФ-РФЯЦ (г. Челябинск-70, г. Снежинск).

Разработал новые моторы и отдельные узлы двигателей, внёс предложения по их конструктивному и технологическому усовершенствованию. Участвовал в разработке первых образцов атомной водородной бомбы. Его научные и технические идеи получили широкое применение при разработке конструкций ядерных зарядов и размещении их в боевых блоках ракетных комплексов.

См. также[править]

Гречишников Владимир Фёдорович

27.06.1917 — 15.08.1958


Гречишников В. Ф. родился в г. Уфе. В школьные годы увлекался математикой и физикой. Очень любил решать сложные задачи. Много читал. Рос добрым, трудолюбивым и волевым мальчиком. У него всегда было много друзей. Когда он учился в 8-м классе, заболел и ушел на пенсию по инвалидности его отец. Материальное положение семьи ухудшилось, и Гречишников был вынужден поступить на рабфак. За один год без отрыва от работы он окончил 9-й и 10-й классы.

В 1934 г. В. Ф. Гречишников поступил в Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана на факультет «Двигатели внутреннего сгорания». В 1939 г. с отличием окончил его и был направлен на работу в Центральный институт авиационного моторостроения им. П. И. Баранова. Сначала работал старшим инженером, затем руководителем группы. В 1940 г. Гречишников был переведен в Ленинград, на Кировский завод, где работал над созданием танковых двигателей под руководством известного конструктора танков Н. Л. Духова (автор тяжелого танка KB). В июле 1941 г. его направляют в г. Свердловск на завод № 76 Наркомата танковой промышленности, где он занимается разработкой авиационных моторов. С 1945 г. он заместитель главного конструктора этого завода по опытным работам. На этом предприятии В. Ф. Гречишников разработал и исследовал вместе с группой товарищей ряд новых моторов и отдельных узлов двигателей, внес много ценных предложений по их конструкторскому и технологическому усовершенствованию. За успешную работу в области моторостроения был награжден в 1945 г. орденом Красной Звезды, а в 1946 г. — орденом Ленина.

8 мае 1947 г. постановлением правительства В. Ф. Гречишников был переведен в КБ-11 старшим инженером-конструктором. Обладая большим конструкторским опытом и хорошей теоретической подготовкой, с первых дней работы в КБ-11 он становится одним из ведущих работников. Вскоре его назначают начальником отдела, затем заместителем начальника сектора (отделения). Владимир Фёдорович Гречишников активнейшим образом участвовал в разработке основных узлов всех изделий, созданных в КБ-11 в период с 1947 г. по 1955 г.

За участие в разработке уникальной конструкции В. Ф. Гречишникову присваивается звание Героя Социалистического Труда и присуждается Сталинская премия.

В марте 1955 г. постановлением Совета Министров СССР В. Ф. Гречишников был назначен заместителем главного конструктора НИИ-1011 (ныне ВНИИТФ. г. Снежинск). В 1956 г. без защиты диссертации ему присуждается ученая степень кандидата технических наук. На конкурсной основе в это время разрабатывалось боевое оснащение для первого морского комплекса. Конкурс проектов был выигран уральским предприятием НИИ-1011. и, по существу, В. Ф. Гречишников становится главным конструктором ядерного оснащения первого морского боевого комплекса. В 1958 г. специалисты НИИ-1011, в том числе и В. Ф. Гречишников, за творческий вклад в создание нового поколения термоядерных зарядов были удостоены званий лауреатов Ленинской премии.

Труд Владимира Федоровича Гречишникова высоко оценен государством. Он награжден орденами Ленина. Трудового Красного Знамени и орденом Красной Звезды. Испопнитепьным комитетом городского Совета депутатов трудящихся одна из улиц г. Снежинска переименована в улицу им. В. Ф. Гречишникова. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

Источник: Герои атомного проекта. Москва-Саров, 2005

Регион: Челябинская область


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Регистрация для внесения изменений не обязательна
Поделиться: