Закорко Николай Тихонович

Материал из Свободная энциклопедия Урала
Перейти к: навигация, поиск


Николай Тихонович Закорко

Справка
Закорко Николай Тихонович
Фамилия:
Закорко
Имя:
Николай
Отчество:
Тихонович
Дата рождения:
19 декабря 1903 года
Место рождения:
ст. Баглей Екатеринославской губернии (г. Днепродзержинск)
Дата смерти:
1978 год
Место смерти:
г. Москва


Биография[править]

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в условиях военного времени» присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Награжден четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, Суворова II степени, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, медалями.

В 1920 году начал работать на железнодорожном транспорте учеником телеграфиста станции Баглей. В 1924 году перешёл в Екатеринославское паровозное депо, где трудился в 1927—1930 годах помощником машиниста паровоза. В 1930 году окончил курсы дежурных по станции, стал работать дежурным, а потом заместителем начальника станции Горяиново. В январе 1932 года, по окончанию курсов диспетчеров, Закорко был назначен диспетчером Днепропетровского отделения движения. Именно на этой должности он стал известным новатором на транспорте.

Ускоренное продвижение поездов в промышленной зоне Донбасса и Приднепровья требовало коренного изменения диспетчерского управления движением поездов. Н. Т. Закорко обеспечивал ускоренный пропуск поездов, добивался повышения их участковой скорости в 1,5 раза. Он разработал правила, которыми должен руководствоваться диспетчер в новых условиях. Применение метода Закорко диспетчерами сети железных дорог давало широкий простор кривоносовскому движению во всех регионах. 8 декабря 1935 года «за инициативу в деле развертывания стахановского движения среди диспетчеров-эксплуатационников железнодорожного транспорта» диспетчер Николай Закорко был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В июле 1936 года возглавил коллектив крупной станции Днепропетровск Сталинской железной дороги. В июне 1937 года был переведен на должность начальника Симферопольского отделения движения, а в январе 1938 года — заместителем начальника Сталинской железной дороги. В мае 1938 года Закорко возглавил коллектив Сталинской магистрали. С его приходом на дороге значительно улучшилась работа многих станционных коллективов.

С первых часов Великой Отечественной войны коллектив дороги работал в условиях вражеских бомбёжек. В начале августа 1941 года боевые действия, развернувшиеся в Правобережной Украине, дестабилизировали работу магистрали. В самый короткий срок Н. Т. Закорко направил на важнейшие станции большую группу ответственных работников управления дороги. Они смогли обеспечить круглосуточную работу по погрузке и выгрузке воинских грузов, вели решительную борьбу с теми, кто допускал нарушения технологии обработки вагонов, оставлял поезда, срывал планы по погрузке вагонов. В кратчайшее время коллектив железной дороги обеспечил эвакуацию важнейших оборонных заводов юга страны.

В октябре 1941 Закорко был назначен уполномоченным Наркомата путей сообщения по Сталинградской железной дороге. 3 декабря 1941 года — начальником железной дороги имени Л. М. Кагановича (ныне Свердловская). В этот период Уральские железные дороги играли решающую роль в пропуске к Москве, на Западный, Юго-Западный фронты воинских эшелонов, следовавших из Сибири и с Дальнего Востока. Более трети всех эвакуированных из западных районов страны промышленных предприятий начинали второе возрождение на Урале.

В период работы Н. Т. Закорко на Свердловской магистрали широкое распространение получили новаторские методы движенцев, путейцев, локомотивщиков. В короткий срок в феврале 1942 года на Свердловской железной дороге были построены и переданы частям Красной Армии два бронепоезда «Свердловский железнодорожник» и "Сталинский Урал". С августа 1942 года Закорко — начальника дороги имени В. М. Молотова (ныне Забайкальская), а 2 октября следующего года, после успешного наступления советских войск на Левобережье Днепра, был возвращён на должность начальника Сталинской дороги. Предстояла огромная работа по восстановлению разрушенного войной железнодорожного хозяйства.

Под руководством Н. Т. Закорко планомерно осуществлялось восстановление станций, локомотивного, вагонного, энергетического и других хозяйств дороги, в короткие сроки были восстановлены мосты через Днепр у Днепропетровска (длиной 1374 метра) и у Запорожья (длиной 1128 метров). Развернулись работы по увеличению пропуска поездов для обеспечения наступления советских войск в Правобережной Украине.

Генерал-директор движения 2-го ранга Закорко продолжал руководить Сталинской железной дорогой еще 5 лет после войны. В 1950 году был назначен на должность заместителя начальника Рязано-Уральской железной дороги. С 1953 года до ухода на пенсию в 1959 году возглавлял коллектив Юго-Восточной дороги.

Последние годы жил в городе Москве. Скончался в 1978 году. Похоронен в городе Москве на Калитниковском кладбище.

См. также[править]

Закорко Николай Тихонович

Е.Ф. Лубенский (пред.) начальник железной дороги им. Л.М. Кагановича
(1941—1942)
Н.А. Гундобин (след.)


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Регистрация для внесения изменений не обязательна
Поделиться: