Калабухов Дмитрий Митрофанович

Материал из Свободная энциклопедия Урала
Перейти к: навигация, поиск


Дмитрий Митрофанович Калабухов

Справка
Калабухов Дмитрий Митрофанович
Фамилия:
Калабухов
Имя:
Дмитрий
Отчество:
Митрофанович
Дата рождения:
28 мая 1902 года
Место рождения:
ст. Зверев области Войска Донского
Дата смерти:
1982 год
Место смерти:
г. Ростов-на-Дону


Биография[править]

Окончил Харьковский институт инженеров ж.д. транспорта (1933), инженер-эксплуатационник.

Почетный железнодорожник СССР (1959). Награжден орденами Ленина (1942, 1951, 1959), Отечественной войны I степени (1944), Трудового Красного Знамени (1956), Красной Звезды (1944), медалями.

В 1921–1929 гг. – работал на станции Зверев в разных должностях; в 1933–1947 гг. – на руководящих должностях Сталинградской ж.д.; с 1947 г. – на Южно-Уральской ж.д.: начальник Челябинского отделения, первый заместитель начальника, в 1953–1966 гг. – начальник дороги.

Внес вклад в техническое перевооружение дороги, широкое внедрение прогрессивных видов тяги, автоблокировки, реконструкцию пути, локомотивных и вагонных депо и др. Эти нововведения способствовали увеличению объема грузооборота дороги в 2 раза (причем 97% от объема выполнялись электрической и тепловозной тягой), повышению производительности труда на 53%, снижению себестоимости перевозок на 11,6%. Внес вклад в строительство жилья, школ, дошкольных учреждений, больниц, культурно-бытовых сооружений, в т.ч. построен новый вокзал (1965), один из лучших на сети дорог. Организовал движение общественных инспекторов по безопасности следования поездов, что резко сократило случаи крушения и брака в поездной работе.

Мемориальная доска Дмитрию Митрофановичу Калабухову, выдающемуся организатору железнодорожного транспорта СССР, генерал-директору движения II ранга, начальнику Южно-Уральской железной дороги 1953-1966гг., депутату Верховного Совета РСФСР. Мемориальная доска в честь Калабухова Дмитрия установлена в Челябинске 15 апреля 2003 года. Памятный знак размещен на здании Челябинского института путей сообщения. Адрес размещения: Россия, Челябинская область, город Челябинск, улица Цвиллинга, дом 56/ улица Орджоникидзе, дом 33.

См. также[править]

Лестница в небо Он руками рабочего потрогал едва ли не все основные железнодорожные специальности. А руководить людьми учился в комсомоле и профсоюзе.

В мае Дмитрию Митрофановичу исполнилось бы 110 лет. Он родился на станции Зверево (Северо-Кавказская железная дорога). В семье железнодорожника Митрофана Калабухова было семь дочерей и единственный сын – Дмитрий. Потому трудовая биография мальчишки началась с четырнадцати лет. Сначала работал на шахте, а затем в путейском околотке. Ему удалось устроиться в паровозное депо учеником слесаря, а вскоре и до слесаря дорос. В 1920 году он уже помощник машиниста. Освоил и профессию вагонника: работал приёмщиком вагонов, осмотрщиком.

А потом зверевские комсомольцы выбрали его секретарём ячейки станции. В 1926 году Дмитрий – председатель месткома станции Зверево. По профсоюзной линии он рос, перебрался в Сталинград. Но стальные магистрали оказались сильнее города Сталина, да и учиться хотелось. По комсомольской путёвке поступил в Харьковский институт инженеров транспорта. На движенческую специальность.

В ранней юности поработав на низовых должностях, Калабухов получил огромный практический опыт. И после окончания института успешно справился с должностью заместителя, а затем и начальника станции Котельниково. И в Сталинград всё-таки вернулся – начальником станции.

Великую Отечественную войну Дмитрий Митрофанович встретил в должности заместителя начальника, а затем и начальника прифронтовой Северо-Кавказской железной дороги. Осенью 1941 года он занимался эвакуацией из Таганрога в Грузию авиазавода. Сам едва успел уехать: уже видел въезжающих в город немецких мотоциклистов. А завод через четыре месяца начал выпускать боевые самолёты.

Летом 1942 года на кителе Калабухова появилась первая правительственная награда: орден Ленина. Затем последовали настоящие боевые награды: два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны 1-й степени, медаль «За оборону Кавказа». Награды – по заслугам.

В подчинение к Калабухову поступил военно-эксплуатационный отдел №125. Занимался Дмитрий Митрофанович теперь не только организацией движения поездов, но и восстановлением повреждённого полотна и устройств сигнализации и связи, а также подготовкой к уничтожению объектов, которые оставляла наша отступающая армия. Перед ВЭО-125 была поставлена задача в кратчайшие сроки построить стратегически важные новые участки железной дороги: Кизитеринка – Батайск, Адлер – Бзыбь и Крымская – Тамань – Кавказ. И эта задача была выполнена.

В 1942 году Калабухову довелось спасти от смерти самого Лазаря Кагановича. Нарком путей сообщения, член военного совета Закавказского фронта при бомбёжке под Туапсе был тяжело ранен. Дмитрий Митрофанович лично переправил наркома в безопасное место.

Ему прочили повышение. Но, по семейным преданиям, Дмитрий Митрофанович слишком резко поговорил с московским начальством. И последующее назначение, по словам родственников, воспринял как почётную ссылку. Но духом не пал. На Челябинском отделении ЮУЖД, начальником которого Калабухов стал в 1947 году, было столько интересного для его деятельной натуры.

Мемориальная доска Дмитрию Митрофановичу Калабухову

Под его руководством в 1948 году отделение досрочно выполнило план погрузки, а по углю, металлу, стройматериалам перевыполнило. Были улучшены и качественные показатели у локомотивщиков, вагонников, станционников.

16 мая 1953 года на ЮУЖД началась калабуховская эпоха: Дмитрий Митрофанович был назначен начальником дороги и руководил ею 13 лет.

В эти годы на магистрали свершалась настоящая техническая революция. Полностью электрифицирован главный ход (1961 год), внедрялась автоблокировка, уходили в прошлое ручные стрелочные переводы и паровозы. К середине 60-х годов 97% перевозок осуществлялось на электровозной и тепловозной тяге. В состав ЮУЖД вошли Петропавловское и Оренбургское отделения. Эксплуатационная длина дороги составила 4814 километров.

Себестоимость перевозок снизилась на 11%, а производительность труда возросла на 53%. С введением института общественных инспекторов по безопасности движения резко сократились случаи брака в работе. Калабухов много уделял внимания человеческому фактору: техникой-то управляют люди. Он это хорошо осознал в молодости на комсомольской и профсоюзной работе. От людей нужно не только требовать, но и заботиться о них, считал начальник дороги. За годы, когда Калабухов руководил дорогой , построено почти 150 тыс. квадратных метров жилья. В Челябинске – дорожная больница, Дворец культуры железнодорожников, техникум, на здании которого ему установлена мемориальная доска, строительство важных объектов велось и в других городах.

Огромная нагрузка в это время легла на магистраль в связи с освоением целины. Нужно было организовать массовую поставку техники и добровольцев-целинников. За выполнение этой задачи Калабухов был награждён большой Золотой медалью Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и медалью «За освоение целинных земель».

Газета Гудок

Источник — «http://xn----8sbanercnjfnpns8bzb7hyb.xn--p1ai/index.php?title=Калабухов_Дмитрий_Митрофанович&oldid=126436»

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: