Котин Жозеф Яковлевич

Материал из Свободная энциклопедия Урала
Перейти к: навигация, поиск


Жозеф Яковлевич Котин

Справка
Котин Жозеф Яковлевич
Фамилия:
Котин
Имя:
Жозеф
Отчество:
Яковлевич
Дата рождения:
10 марта 1908 года
Место рождения:
г. Павлодар Екатеринославской губернии
Дата смерти:
21 октября 1979 года
Место смерти:
г. Ленинград


Биография[править]

Окончил Харьковский политехнический институт (1929), Военно-техническую академию им. Ф. Э. Дзержинского, военный инженер-бронетанкист. Доктор технических наук (1943). Генерал-полковник инженерно-технической службы (1965).

Лауреат Государственной премии СССР (1941, 1943, 1946, 1948), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1968). Герой Социалистического Труда (1941). Награжден орденами Ленина (четырежды), Октябрьской Революции (1971, 1975), Отечественной войны I степени (1944), Суворова I (1945) и II (1944) степеней, Трудового Красного Знамени (1948, 1958, 1966), Красной Звезды (трижды), «Знак Почета», медалями.

После окончания учебы — в конструкторском бюро академии; в 1937—1941 гг. — главный конструктор Ленинградского Кировского завода; с 1941 г. — на Челябинском тракторном заводе: главный конструктор и заместитель наркома танковой промышленности, директор, главный конструктор опытного завода; в послевоенное время возвратился в Ленинград руководителем КБ Кировского завода. Руководил созданием тяжелых танков противоснарядного бронирования СМК и КВ, тяжелых танков КВ-8, КВ-1С, КВ-85, ИС-1, ИС-2, выполненных на их базе тяжелых самоходных артиллерийских установок СУ-152, ИСУ-152 и ИСУ-122. Возглавлял работы по созданию трелевочного трактора КТ-12, колесного трактора К-700. Создал Всесоюзный НИИ транспортного машиностроения и был его первым директором. Совместно с Челябинскими тракторостроителями создал и поставил на серийное производство тяжелый танк нового направления Т-10, плавающий танк ПТ-76.

В. П. Вахняк

См. также[править]

Могила Котина Ж. Я. на Новодевичьем кладбище в г. Москве
Мемориальная доска на ул. Кронверкская д. 27 в г. Санкт-Петербурге
Вывеска на здании Санкт-Петербургского машиностроительного техникума имени Ж. Я. Котина
Аннотационная доска на ул. Котина д.6 корп.2.

— На территории Кировского завода установлен мраморный бюст Жозефа Яковлевича.

— Именем конструктора названы улицы в Челябинске и Санкт-Петербурге.

— Также именем Котина названы Санкт-Петербургский машиностроительный техникум и горная вершина на Тянь-Шане (Пик Котина, 4820 м.

— На доме № 17 проспекта Ленина в Челябинске, где жил конструктор, ему установлена мемориальная доска.

— Также мемориальная доска Котину установлена в Санкт-Петербурге, где он жил.

— В городе Павлограде, где родился конструктор, ему установлен памятник в виде тяжелого танка.


Довоенный период деятельности Ж. Я. Котина можно охарактеризовать как направленный на становление советского тяжелого танкостроения, намного опередившего эту область производства как в фашистской Германии, так и в странах-союзниках по антигитлеровской коалиции времен второй мировой войны. За создание и освоение производства тяжелых танков Ж. Я. Котину в 1941 г., было присвоено звание Героя Социалистического Труда и присуждена Государственная премия.

Началась Великая Отечественная война. Уже 24-25 июня 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло ряд мер, направленных на расширение выпуска танков. Государственный Комитет Обороны постановлением № 1 от 1 июля 1941 г. принял решительные меры по налаживанию выпуска танков, и в первую очередь KB и Т-34. Однако в условиях начавшейся блокады Ленинграда снабжение производства тяжелых танков необходимыми материалами, и в первую очередь металлом, было нарушено. В это время Жозеф Яковлевич в ранге главного конструктора наркомата и заместителя наркома танковой промышленности занимался налаживанием производства танков на Урале. Туда в октябре 1941 г. была эвакуирована значительная группа конструкторов из Ленинграда.

Основной базой производства тяжелых танков в стране становился ЧТЗ, который с октября 1941 г. именовался «Челябинский Кировский завод». Кроме работы по совершенствованию тяжелого танка, возникли неотложные задачи по упрощению его конструкции, снижению трудоемкости, поиску заменителей дефицитных материалов. Одновременно надо было обеспечивать повышение надежности серийного танка и вести поисковые, перспективные разработки.

В конце 1941 г. — 1942 г. были изготовлены новые образцы танка с установкой нескольких орудий в невращающейся башне (КВ-7), в башне ставились огнеметное вооружение (КВ-8) и гаубица калибра 122 мм (КВ-9). На серийный танк KB была поставлена более мощная пушка 76-мм калибра ЗИС-5, литая башня, на лобовые листы корпуса наваривалась дополнительная броня. Весной 1942 г. началась разработка нового танка KB-13, который, будучи выполненным в массе среднего (порядка 30 т.), должен был обладать свойствами тяжелого.

Для повышения надежности танка KB к середине 1942 г. в него было внесено много изменений. С сентября облегченный танк КВ-1C был запущен в серийное производство. Во второй половине 1942 г. на ЧТЗ было развернуто проектирование перспективного тяжелого танка ИС (Иосиф Сталин) с повышенными параметрами по сравнению с опытным танком KB-13, предполагалась установка новой более мощной танковой пушки. В конце октября Ж. Я. Котину было поручено организовать проектирование самоходной установки, предназначенной для сопровождения и огневой поддержки средних танков Т-34. Для этой цели в КБ завода Уралмаш была образована группа конструкторов, которая совместно с конструкторами-артиллеристами под руководством Ф. Ф. Петрова на базе Т-34 осуществила разработку конструкции самоходной установки с 122-мм гаубицей М-30, получившей индекс СУ-122. Ее производство началось в конце 1942 г. на том же заводе.

Вслед за СУ-122 было принято решение о проектировании тяжелой САУ с 152-мм мощным орудием (первоначально обозначалась машина KB-14). Работа выполнялась в исключительно сжатые сроки. Рабочее проектирование началось 3 января 1943 г., а 25 января первый образец САУ был собран. В ней использовалось шасси КB-1C, в рубку была поставлена мощная корпусная пушка-гаубица MЛ-20, приспособленная для артсамохода конструкторами под руководством Ф. Ф. Петрова. СУ-152 сыграла значительную роль в уничтожении немецких танков «Тигр», «Пантера» и САУ «Фердинанд», примененных в крупном масштабе в боях 1943 г. За эту работу Ж. Я. Котину вместе с С. Н. Махониным, Л. С. Трояновым, Ф. Ф. Петровым и С. П. Гуренко постановлением СНК СССР от 22 марта 1943 г. была присуждена Государственная премия.

Бои на советско-германском фронте летом 1943 г. выявили необходимость дальнейшего повышения параметров тяжелых танков. В этой обстановке было принято решение запустить в производство на ЧКЗ вместо танка KB-1C его модификацию КВ-85 с мощной пушкой Д-5 конструкции Ф. Ф. Петрова. В конце лета 1943 г. Ж. Я. Котин становится главным конструктором и начальником опытного завода № 100, а главным конструктором ЧКЗ — H.Л.Духов. С этого времени работа конструкторов завода № 100 под руководством Котина была направлена исключительно на создание перспективных тяжелых машин. Вслед за танком ИС были разработаны и поставлены на производство на ЧКЗ в конце 1943 г. артсамоход ИСУ-152 (вместо СУ-152) и танк ИС-2 с мощной 122-мм пушкой Д-25 конструкции Ф. Ф. Петрова. За разработку нового образца тяжелого танка постановлением СНК СССР от 26 января 1946 г. Ж. Я. Котину, а также Н. Ф. Шашмурину, Г. Н. Рыбину, Н. Г. Каструлину и др. была присуждена Государственная премия. Далее велись работы по созданию танков ИС-3, ИС-6, ИС-7, мощных артсамоходов ИСУ-122, ИСУ-122-2, ИСУ-152-1, ИСУ-130, ИСУ-122БМ и других.

Машины, разработанные в годы Великой Отечественной войны и в первый послевоенный период на Кировском и на опытном заводе, руководимом генерал-майором, а затем генераллейтенантом инженерно-танковой службы Ж. Я. Котиным, воплощали в себе много оригинальных идей и конструктивных решений. К их числу можно отнести планетарные трансмиссии и новые типы механизмов поворота, амортизаторы, встроенные в балансиры ходовой части, эжекционную систему охлаждения, механизм досылания снаряда и заряда, пучковые торсионы и ряд других узлов и устройств. Была, в частности, предпринята попытка создать электрическую трансмиссию для тяжелого танка.

В тяжелые годы войны со стороны Ж. Я. Котина особенно ярко проявились наряду с высоким чувством ответственности и долга, требовательностью и строгостью, такие черты, как чуткое отношение к сотрудникам, стремление максимально облегчить тяготы военного быта, поддержать моральный дух и физические силы сотрудников.

Привычной, специфической особенностью работы коллектива КБ, возглавляемого Котиным, было высокое напряжение сил всех сотрудников — конструкторов, расчетчиков, исследователей и испытателей. Центральной фигурой при решении поставленных задач Котин считал конструктора. При решении особо сложных вопросов задания давались параллельно двумтрем исполнителям. В случае неудач Жозеф Яковлевич всегда старался морально поддержать конструктора. При решении принципиально новых вопросов каждый конструктор, независимо от выполняемой в КБ работы, мог вносить свои идеи и предложения.

В деятельности Ж. Я. Котина просматривается предпочтительное отношение к отдельным видам техники, в частности — к тяжелым танкам, стремление максимально насытить эти машины новыми конструктивными решениями. Когда приказом по Минтрансмашу от 19 марта 1949 г. Ж. Я. Котина назначили директором вновь образованного Всесоюзного научно-исследовательского института (ВНИИ-100) его деятельность осталась попрежнему нацелена в первую очередь на конструирование новых танков. Научно-исследовательской работе, направленной на решение общеотраслевых задач, в институте отводилось второстепенное место. В 1951 г. ВНИИ-100 был освобожден от конструирования серийных образцов и конструкторского обеспечения производства завода. В связи с этим Ж. Я. Котин сосредоточил свою деятельность на руководстве ОКБТ выделившемся из состава института. Работа по созданию новых танков T-10 и ПТ-76 и БТР-50П была завершена. В дальнейшем под его руководством были разработаны мощные ракетные и артиллерийские установки.

Наряду с работами в области военных гусеничных машин Котин в первые послевоенные годы возглавил работу по созданию трелевочного трактора KT-12, а в начале 60-х годов — колесного трактора большой мощности «Кировец».

Отличительной чертой деятельности Ж. Я. Котина на посту главного конструктора завода, а в период с 1968 по 1972 гг. — заместителя министра, являлся постоянный творческий поиск, стремление увидеть новое, перспективное даже там, где оно в явной форме еще не просматривается. Это относилось и к применению ГТД, разработке систем стабилизации, управления УРС и к ряду других работ.


Ж. Я. Котин много сил отдавал государственной, партийной и общественно-политической деятельности. Он дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР.

Жозеф Яковлевич обладал энергичным и общительным характером, пользовался большим уважением и авторитетом подчиненных. Он воспитал большой коллектив специалистов высокой квалификации. Из сподвижников Ж. Я. Котина вышла значительная плеяда крупных деятелей отрасли, таких как Г. С. Ефимов, П. А. Ефимов, П. П. Исаков, Н. С. Попов, Н. М. Синев, В. С. Старовойтов. В памяти всех, кто соприкасался с Ж. Я. Котиным, он оставил глубокий след как талантливый инженер, крупный организатор промышленности.


Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Регистрация для внесения изменений не обязательна
Поделиться: