Лозинский Степан Николаевич

Материал из Свободная энциклопедия Урала
Перейти к: навигация, поиск


Степан Николаевич Лозинский

Справка
Лозинский Степан Николаевич
Фамилия:
Лозинский
Имя:
Степан
Отчество:
Николаевич
Дата рождения:
7 марта 1933 года
Место рождения:
с. Новосамарка Красноокнянского района Одесской области УССР
Дата смерти:
28 декабря 2012 года
Место смерти:
г. Екатеринбург


Биография[править]

Окончил Уральский политехнический институт (1962), инженер-электрик.

Лучший изобретатель железнодорожного транспорта (1978), почетный железнодорожник СССР (1974). Награжден орденом «Знак Почета» (1986), медалями «За доблестный труд», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда», бронзовой медалью ВДНХ СССР.

В 1962—1967 гг. — старший инженер научного отдела УПИ; в 1967—2001 гг. — в Уральском отделении Всесоюзного НИИ железнодорожного транспорта: заведующий лабораторией систем контроля букс, с 1982 г. — заведующий отделом средств контроля подвижного состава на ходу поезда — заведующий лабораторией.

Под его руководством создан новый класс железнодорожной автоматики — аппаратура обнаружения перегретых букс ПОНАБ-3, которой оснащены все грузонапряженные направления железных дорог СССР; созданы системы комплексного контроля подвижного состава ДИСК-БКВ-Ц и ДИСК-2, предназначенные для обнаружения перегретых букс, дефектов колес и волочащихся деталей, с централизованным сбором и обработкой информации о выявленных неисправностях. Имеет 14 авторских свидетельств на изобретения. Автор 19 печатных работ, в том числе 2 монографий.

А. В. Сушков

См. также[править]

Дело всей жизни

Инженер-электрик, выдающийся организатор Степан Лозинский проработал 34 года на благо Уральского отделения Всесоюзного НИИ железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ).

Биография

Родился Степан Николаевич в Украин-е в 1933 году. Рос в большой семье: кроме него ещё было три брата и сестра. Родители работали в колхозе, отец — фронтовик. Несмотря на тяжёлые условия тех лет, все дети в семье Лозинских получили высшее образование.

Степан окончил Одесский железнодорожный техникум. Работал помощником машиниста паровоза. В 1957 году приехал в Свердловск и поступил в Уральский политехнический институт, который окончил в 1962 году. Работал на кафедре в этом престижном вузе на протяжении пяти лет. В 1967 году был назначен заведующим лабораторией средств контроля букс Уральского отделения ВНИИЖТа, а с 1982 года руководил отделом систем контроля подвижного состава на ходу поезда. В 2001 году из-за проблем со здоровьем вынужден был покинуть свой пост.

С женой Зинаидой Михайловной Степан Николаевич познакомился во время учёбы в институте. Они прожили вместе более пятидесяти лет. Пока учились, снимали комнату. Мебели в ней практически не было, и когда родилась дочка Леночка, им пришлось делать колыбельку из подручных материалов. Уже позже им выделили комнату в общежитии, а во время работы в НИИ семья смогла переехать в собственную квартиру, где они и прожили всю оставшуюся жизнь. Когда в семье родился внук, его назвали в честь дедушки — Степаном.

Деятельность

На вагонах середины XX века стояли польстерные буксы скольжения — металлические коробки, внутри которых помещены подшипник, смазочный материал и устройство для подачи смазки. При выходе из строя этой системы букса нагревалась, а результатом становился сход подвижного состава.

Сотрудники Уральского отделения ВНИИЖТа искали выход: разрабатывали аппаратуру для обнаружения перегретых букс. Аппаратура, установленная на перегоне, считывала излучение от букс проходящих поездов, оценивала уровень нагрева и передавала информацию на пульт дежурного по станции. Петра Шайдурова и Виктора Самодурова можно назвать отцами прибора обнаружения нагретых букс (ПОНАБ). Но аппаратура была доведена только до уровня макетных образцов.

Лозинский Степан Николаевич

В это время и был назначен заведующим лабораторией Степан Лозинский. При нём оборудование было запущено в промышленное производство. Изначально институт сотрудничал с Ленинградским заводом. Качество изготавливаемой там продукции оставляло желать лучшего. Степан Николаевич нашёл более надёжного партнёра. Оборонное предприятие «Октябрь» в Каменск-Уральском выпускало продукцию высокого качества-.

В результате его активной деятельности изменилась система осмотра вагонов. Если раньше вагоны осматривали только на больших сортировочных станциях, то после введения ПОНАБа, появился дополнительный автоматический контроль каждые 20-30 км. Когда система обнаруживала перегретую буксу, поезд останавливался, вызывался вагонник, который производил осмотр. Определяли, может ли поезд дойти до следующей станции, или несправную тележку нужно отцеплять и применять меры в зависимости от степени нагрева.

— В 1974 году, когда я только пришла в лабораторию, мы сравнивали возможности нашего оборудования с французским аналогом, — вспоминает сотрудница отдела Надежда Думова. — Степан Николаевич с группой коллег ездил в Париж. Выяснилось, что наша разработка по многим параметрам превосходила французский образец.

Всего лабораторией выпущено несколько модификаций системы. Последний вариант — ПОНАБ-3, который нашёл применение на всех дорогах Советского Союза. Было внедрено более 2 500 000 комплектов.

Кроме обнаружения перегретых букс, Степан Лозинский с коллегами разработал диагностическую систему контроля обнаружения волочащихся деталей, дефектов колес и тормозов, контроль габарита подвижного состава- ДИСК-БКВ-Ц. В кабинете Степана Николаевича висела карта Советского Союза, которая была густо усеяна точками, обозначавшими места установки аппаратуры систем контроля ДИСК.

Коллектив

Талант организатора позволил Степану Николаевичу Лозинскому создать работоспособную творческую бригаду одарённых конструкторов, инженеров. Его отдел являлся знаменем Уральского отделения — ВНИИЖТа.

— Для своих подчинённых он был как отец, — вспоминает Станислав Быков. — Работа была непростая, а коллектив большой и разновозрастной. Удавалось это Лозинскому благодаря целеустремленности. Он мог добиться продвижения своих проектов в министерстве. Это давало нам чувство ответственности, уверенности в своих силах и возможность роста.

— Степан Николаевич ездил с нами «на картошку», — добавляет мой собеседник. — Нас снимали с работы, и под дождём, а иногда и под снегом приходилось убирать урожай. Во время обеда мы садились кружком и «травили» байки. Это было интересное время. Мы были дружинниками — помощниками милиции. Заведующий, наравне с подчинёнными, ездил в электричках до Шувакиша. У него было столько разноплановой энергии, что благодаря этому все его начинания продвигались.

Нельзя не помнить

— Ему несколько раз предлагали учёную степень, причем без защиты, — говорит Станислав Быков, много лет проработавший вместе с нашим героем. — Но Лозинский не хотел отвлекаться от своей деятельности. Можно же изучить теорию и преподавать, а он практиковал. У нас во всех лабораторных залах стояли приборы, и мы готовились к поездкам, уже проверив всё оборудование заранее. Степан Николаевич был не просто теоретик, но и учёный-практик. Он сумел привлечь преподавателей из УПИ, которые работали с нами по три-четыре года, им было интересно. Под руководством Лозинского они становились практиками.

— Степан Николаевич был очень авторитетный, уважаемый человек,- говорит заведующий лабораторией движения поездов Герман Аггеевич Кузнецов. — Ценили его за то, что он мог работать с разными людьми: руководителями, подчинёнными, научными работниками и с техниками с линии. Такого человека нельзя не помнить.

Один из видных организаторов железнодорожной науки на Урале Степан Лозинский ушёл из жизни 28 декабря 2012 г. Светлой памяти этого замечательного человека посвящён наш материал.

Автор: Валерия Михайлова

Источник — «http://xn----8sbanercnjfnpns8bzb7hyb.xn--p1ai/index.php?title=Лозинский_Степан_Николаевич&oldid=127337»

Если вы нашли ошибку в тексте или возможно у Вас есть что добавить.
Для изменения текста нажмите кнопку "править" вверху страницы
Поделиться: