Машевский Леонид Леонидович

Материал из Свободная энциклопедия Урала
Перейти к навигации Перейти к поиску

Леонид Леонидович Машевский

Справка


Фамилия:
Машевский
Имя:
Леонид
Отчество:
Леонидович
Дата рождения:
21 августа 1903 года
Место рождения:
г. Томск
Дата смерти:
22 декабря 1962 года
Место смерти:
г. Свердловск


Биография[править]

Окончил Сибирский технологический институт имени Ф. Э. Дзержинского (1925), инженер-технолог.

Лауреат Сталинской премии третьей степени (1949). Награждён медалями «За трудовое отличие» (1944) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

В 1925—1928 гг. — инженер Первого Томского машиностроительного завода Совнархоза (Машиностроя).

С 1928 года — на Уральском заводе тяжёлого машиностроения (Уралмашзаводе).

В 1928—1936 гг. — инженер бюро металлоконструкций, руководитель группы бюро металлоконструкций Уральского завода тяжёлого машиностроения (Уралмашзавода).

В 1936—1955 гг. — начальник бюро металлоконструкций (сварных конструкций) Отдела Главного конструктора индивидуального машиностроения (ОГК ИМ) Уральского завода тяжёлого машиностроения (Уралмашзавода).

В 1955—1962 гг. — заместитель главного конструктора прокатного оборудования Уральского завода тяжёлого машиностроения (Уралмашзавода) Г. Л. Химича.

В 1928—1933 гг., под руководством первых директоров Уральского завода тяжёлого машиностроения — А. П. Банникова, П. Г. Старова, И. Г. Городнова, вместе со многими другими инженерами, конструкторами, специалистами и рабочими, принимал активное участие в строительстве, подготовке к пуску и начале работы Уралмашзавода.

В 1928 году, во время начала масштабного строительства соцгорода Уралмаш, познакомился с советским архитектором П. В. Оранским, с которым дружил до его смерти.

В 1930—1932 гг. принимал активное участие в проектировании металлоконструкций большинства строящихся цехов будущего завода, их первого вспомогательного оборудования для вагранок, мартеновских печей, подъёмно-транспортных средств.

Внёс огромный вклад в проектирование металлоконструкций корпусов крупнейших цехов завода с подкрановыми путями в 2—3 яруса для кранов грузоподъёмностью до 250 т, а также в создание первых в СССР сварных стропильных ферм и подкрановых балок цехов и вспомогательных строений.

В 1933—1937 гг. в результате его работы на Уральском заводе тяжёлого машиностроения было изготовлено для строек Урала 10 тыс. т металлоконструкций, в том числе значительная часть сварных. При его участии, впервые в СССР, на Уралмашзаводе был спроектирован и изготовлен целиком сварной корпус металлургического цеха Среднеуральского медеплавильного завода с кранами грузоподъёмностью до 75 т, также были разработаны оригинальные проекты надшахтных копров со скиповым и клетьевым подъёмами высотой до 50 м, различного агломерационного оборудования, металлоконструкций для гидротехнических сооружений Рыбинской и Угличской ГЭС, с применением технических новшеств для того времени: электросварки в ответственных узлах, автоматической дуговой сварки под флюсом, разработанной академиком Е. О. Патоном.

Совместно с инженерами бюро кранового оборудования, организованного для производства металлургических кранов в целях создания отрасли подъёмно-транспортного машиностроения СССР, принимал активное участие в проектировании линии электропередач Уралмашзавода, саморазгружающегося вагона для торфа, лёгких кранов для заводских нужд. Участвовал в проектировании серии кранов для строящегося Ново-Тагильского металлургического завода.

В 1941—1945 гг. внёс большой вклад в успешный выпуск самоходных артиллерийских установок (САУ) и бронекорпусов для фронта, согласно заданию Государственного комитета обороны для Уралмашзавода.

В 1945—1962 гг. в результате его работы был внесён огромный вклад в разработку конструкций и освоение производства на Уралмашзаводе, первых в СССР, металлургических кранов: стрипперных (в том числе, трёхоперационного стрипперного крана для раздевания слитков, стрипперного крана для выталкивания стальных слитков из изложниц); колодцевых (в том числе, колодцевого крана для посадки стальных слитков); разливочных (в том числе, разливочного крана для разливки жидкой стали); посадочных; закалочных; клещевых; мульдошаржирных; травеллерных; козловых; пратцен-кранов; напольно-завалочных машин для металлургической, машиностроительной и судостроительной отраслей промышленности СССР, применяемых для выполнения подъёмно-транспортных и различных технологических операций.

При его участии, в производство металлургических кранов были внедрены наиболее рациональные кинематические схемы, что обеспечило оборудованию лёгкий монтаж механизмов, позволило создать максимальное удобство для обслуживающего персонала при ремонте и эксплуатации.

См. также[править]