Свердловская железная дорога
Свердловская железная дорога — предприятие железнодорожного транспорта, филиал ОАО «Российские железные дороги». Территория обслуживания — Свердловская и Тюменская области, Пермский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Датой основания считается 1(13) октября 1878 года. Управление Свердловской железной дороги расположено в г. Екатеринбурге по адресу: ул. Челюскинцев, д.11.
Содержание
Основные характеристики (по итогам 2013 года)[править]
- эксплуатационная длина железнодорожных путей — 7,1 тыс. км;
- численность сотрудников — 92 тыс. чел.;
- количество станций — более 400;
- электрификация — на постоянном токе, 3 кВ;
- перевезено грузов — 127 млн тонн;
- перевезено пассажиров:
- в дальнем сообщении — 9,3 млн человек;
- в пригородном — 24,4 млн человек.
История железной дороги[править]
Горнозаводская и Пермь-Тюменская железные дороги в XIX веке[править]
Несмотря на то, что первая полноценная железная дорога России с собственным подвижным составом на паровой тяге появилась именно на Урале (дорога Е.А. и М.Е. Черепановых, Нижний Тагил, колея 1645 мм), полномасштабное строительство железных дорог здесь началось только в 1870-х гг. Первой в пределах Большого Урала железной дорогой введённой в эксплуатацию (в 1877 г.) стала линия Самара-Оренбург на Южном Урале, имевшая выход на общероссийскую сеть (ныне в составе Куйбышевской и Южно-Уральской железных дорог).
Проекты железной дороги на Среднем Урале появились в 1860-х гг.: В.К. Рашет (управляющий Нижнетагильским горным округом, 1861), И.И. Любимов (Пермский городской голова, 1868) и др. После ряда изысканий в конце 1873 г. был окончательно утверждён маршрут будущей дороги: от Екатеринбурга через Кушву и село Камасино до Перми с ветвями к Луньевским каменноугольным копям и к Билимбаевскому заводу (вторая впоследствии исключена из проекта). 22 февраля 1874 г. императором Александром II было дано разрешение на строительство дороги и утверждён устав «Общества Уральской горнозаводской железной дороги». В 1875 г. началось строительство, которым руководили купец П.И. Губонин (главный подрядчик) и В.Ф. Голубев (главный инженер).
В 1878 году строительство основной части Уральской горнозаводской железной дороги протяженностью 669 вёрст было завершено и 1(13) октября 1878 года была начата её регулярная эксплуатация. Несмотря на то, что первые 18 лет своего существования дорога имела островной характер, её постройка имела чрезвычайно важное значение для развития уральской промышленности: она позволила постепенно отказаться от сложного и опасного водного пути по мелководной р. Чусовой. Через год, в сентябре 1879 г., было достроено и пущено в эксплуатацию ответвление к Луньевским каменноугольным копям (участок Чусовская-Усолье, через Кизел).
В 1883—1885 гг. построена Екатеринбург-Тюменская железная дорога с ответвлением на Каменский завод (ст. Островская, ныне в черте г. Каменска-Уральского) от разъезда Оверино (ныне в черте г. Богдановича).
C 1 января 1888 г. в соответствии с декретом департамента государственной экономии Государственного совета Уральская горнозаводская и Екатеринбург-Тюменская железные дороги объединены в Уральскую железную дорогу, которая перешла в казённую собственность.
В октябре 1896 года сдан в эксплуатацию участок Екатеринбург-Челябинск Сибирской железной дороги, что обеспечило соединение Уральской железной дороги с общероссийской сетью железных дорог. 1 января 1898 г. этот участок был передан из Сибирской ж/д в состав Уральской, которая получила наименование Пермь-Тюменской железной дороги.
В течение 1899 года поэтапно запущена в эксплуатацию Пермь-Котласская железная дорога (Пермь-Глазов-Вятка-Котлас) протяжённостью 448 вёрст, обеспечившая выход в бассейн Северной Двины. 5 ноября 1899 г. Высочайшим соизволением предписано объединить с 1 января 1900 г. Пермь-Тюменскую и Пермь-Котласскую железные дороги в Пермскую железную дорогу, общая протяженность которой составила 2100 вёрст. Это наименование, несмотря на многочисленные преобразования (в том числе перевод управления дороги из Перми в Екатеринбург в 1919 году) и революционные потрясения, сохранялось (с небольшим перерывом) вплоть до 1953 года.
Реорганизации дороги в XX веке[править]
В сентябре 1919 г. к Пермской железной дороге были присоединены Западно-Уральская, Богословская, Северо-Восточно-Уральская и часть Омской, управление дороги переведено из Перми в Екатеринбург.
Ок. 1930 г. в состав Пермской железной дороги были переданы участки бывших Самаро-Златоустовской и Сибирской железных дорог, пролегающие на территории Уральской области.
В 1930 году в управлении Пермской железной дороги был образован политотдел, просуществовавший с перерывами до 1956 г. Начальник политотдела, как правило, занимал видное положение в партийном руководстве области и входил в состав бюро Уральского (затем Свердловского) обкома ВКП(б). В 1934 г. Пермская железная дорога была разукрупнена на Пермскую и Южно-Уральскую.
Постановлением СНК СССР от 11 марта 1936 г. и приказом НКПС № 50а от 14 марта 1936 г. Пермская железная дорога была переименована в Железную дорогу им. Л.М. Кагановича.
Постановлением СНК СССР № 520 от 19 апреля 1939 г. и приказом НКПС № 85ц от 25 апреля 1939 г. из Железной дороги им. Л.М. Кагановича была выделена Пермская железная дорога с управлением в г. Перми. Граничными станциями между двумя дорогами определены Гороблагодатская (Кушва), Кын и Шаля.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 г. и приказом НКПС № 714 от 15 сентября 1943 г. Железная дорога им. Л.М. Кагановича была переименована в Свердловскую железную дорогу.
В октябре 1945 г. был создан Урало-Сибирский округ железных дорог с центром в г. Свердловске, координировавший действия 6 железных дорог Урала, Сибири и Казахстана, в т.ч. Свердловской, Пермской и Южно-Уральской. В 1951 г. округ ликвидирован, вместо него введена должность уполномоченного МПС по железным дорогам Урала и Сибири, просуществовавшая до 1956 г.
Постановлением Совета Министров СССР № 1236 от 14 мая 1953 г. и приказом МПС № 80ц от 15 мая 1953 Свердловская и Пермская железные дороги объединены в Свердловскую железную дорогу.
Дорога награждена орденами Ленина (1971) и Октябрьской Революции (1978).
Развитие железнодорожной сети в XX веке[править]
В 1901 г. построен небольшой участок Калино (Чусовой) — Лысьва.
В 1906 г. завершена постройка линии от Вятки через Вологду до ст. Обухово (ныне в черте г. Санкт-Петербурга), вошедшей в состав казённых Северных железных дорог. Таким образом, железные дороги Урала получили кратчайший выход к столице Империи.
В сентябре 1906 г. пущена в эксплуатацию Богословская железная дорога: Гороблагодатская (Кушва) —Верхотурье — Надеждинский завод.
1 ноября 1909 г. принята в эксплуатацию линия Пермь-Кунгур-Екатеринбург, обеспечивающая более быстрое перемещение грузов, нежели историческая горнозаводская дорога.
В 1912 г. началась эксплуатация линии Сан-Донато (Нижний Тагил) — Алапаевск.
6 февраля 1913 г. пущен участок Синарская (п. Каменского завода) — Шадринск, построенный по инициативе шадринского купца А.А. Лещёва.
Октябрь 1913 г. — построен участок Тюмень — Куломзино (Омск).
16 октября 1916 года были пущены построенные на частные средства Северо-Восточно-Уральская железная дорога (Екатеринбург-Егоршино-Тавда с ответвлениями на Алапаевск и Богданович) и Западно-Уральская железная дорога (Лысьва-Кузино-Дружинино-Бердяуш). Это были последние железные дороги на Среднем Урале, полностью построенные и сданные в эксплуатацию до начала революционных событий 1917 года, приведших железнодорожное строительство к длительному упадку. За годы гражданской войны было разрушено 226 мостов, 70 станционных зданий, выведен из строя подвижной состав.
1 июля 1920 г. начато движение по железной дороге Казань-Екатеринбург, строительство которой началось в 1914 году и к 1917 году было близко к завершению. Со стороны Казани дорога была доведена только до станции Дружинино, далее поезда шли через ст. Кузино. Участок Свердловск-Дружинино был достроен в 1924 году, и таким образом открылся кратчайший железнодорожный путь со Среднего Урала в Москву.
В 1928 г. сдан в эксплуатацию участок Усолье (Березники) — Соликамск.
23 августа 1933 г. электрифицирован первый участок дороги — Кизел-Чусовая, организован первый участок энергоснабжения — Чусовской.
10 ноября 1933 г. вышел первый номер производственной газеты Пермской железной дороги «Путёвка».
В предвоенное десятилетие построены участки Свердловск — Синарская-2 (Каменск-Уральский, 1932), Баженово — Асбест (1933), Сама — Ивдель (1939), Серов — Сосьва (1940); в годы войны — участок Ивдель — Полуночное. Во второй половине 1940-х и в 1950-х гг. построены соединительные участки Сосьва — Алапаевск (1947) и Пермь — Кизел (1957).
Дальнейшее развитие железнодорожной сети было связано с освоением лесных ресурсов Тюменского Севера (нефтегазовые ресурсы данной территории в конце 1950-х гг. были ещё слабо исследованы). В 1959 году началось строительство железных дорог от Ивделя до р. Оби (пос. Приобье) и от Тавды до Устье-Ахи (пос. Междуреченский); обе дороги были пущены в эксплуатацию в 1969 году.
В 1966 году началось строительство железных дорог уже и для освоения нефтегазовых ресурсов. К 1969 году был проложен участок от Тюмени до Тобольска, в 1975 году дорога дошла до Сургута, в 1976 г. — до Нижневартовска. К 1978 году построен участок Ульт-Ягун — Ноябрьская, к 1980 он продлён до Старого Уренгоя (ныне р.п. Коротчаево), в 1981 — до Нового Уренгоя.
Дорога как хозяйствующий субъект[править]
С 1888 года СвЖД и её предшественники находятся в государственной (казённой) собственности. В своей хозяйственной деятельности до 2003 года она подчинялась министерству (в 1917—1946 гг. — наркомату) путей сообщения; с 2003 года является филиалом ОАО «Российские железные дороги».
Территория дороги с 2010 г. делится на 5 регионов: Екатеринбургский, Нижнетагильский, Пермский, Тюменский и Сургутский.
Руководители железной дороги[править]
Начальник Свердловской (Уральской, Пермской) железной дороги[править]
- Островский Николай Степанович (1878—1889) — управляющий
- Замятнин Павел Иринархович (1889—1893)
- Повалишин Алексей Михайлович (1893 — 9(22) февраля 1904 †)
- Матрёнинский Дмитрий Александрович (1904 — декабрь 1906)
- Свентицкий Александр Андреевич (июнь 1907 — февраль 1909)
- Мошков Сергей Владимирович (1909—1913)
- Тихомиров Александр Николаевич (1913—1917)
- Бобин Николай Ипполитович (февраль 1917 — октябрь 1918) — начальник
- ---
- Бузин Павел Сергеевич (1918—1919) — ???
- Рудый Юлий Викентьевич (октябрь 1917 — июнь 1918) — главный комиссар
- Емшанов Александр Иванович (июнь 1918 — январь 1919) — комиссар, начальник
- Бобин Николай Ипполитович (январь — июль? 1919) — начальник, «колчаковский»
- ---
- Емшанов Александр Иванович (1 августа 1919 — август 1920) — комиссар, с 5 июня 1920 г. — начальник
- Калугин Дмитрий Владимирович (1920—1921)
- Крицкий Николай Павлович (1921)
- Мовчан-Кухарук Яков Макарович (1921—1922) [1], [2]
- Емшанов Александр Иванович (1922—1926) — пред. правления, начальник
- Межин Юрий Юрьевич (1927?—1929)
- Прокофьев Захар Яковлевич (1929—1930) [3]
- Калабухов (Кулабухов) Михаил Михайлович (1930—1931) [4]?
- Иванов Константин Геннадьевич (март 1931 — декабрь 1932)
- Миронов Иван Никитич (1933?—1935)
- Шахгильдян Ваган Петрович (1935—1937) — нач. Пермской ж/д, ж/д им. Кагановича
- Фалеев Николай Михайлович (1937 — 3 сентября 1938 #)
- Оборотов Василий Ильич (1938—1940)
- Мартышов Василий Карпович (1940) [5]
- Лубенский Евгений Фёдорович (1940—1941)
- Закорко Николай Тихонович (декабрь 1941 — август 1942)
- Гундобин Николай Алексеевич (август 1942 — январь 1943)
- Сущенко Леонид Григорьевич (1943) — нач. ж/д им. Кагановича, Свердловской ж/д, [6]
- Кулагин Иван Константинович (1943—1944)
- Филиппов Константин Иванович (1944)
- Багаев Сергей Иосифович (1944—1947)
- Оборотов Василий Ильич (1947/1948 — 1956)
- Егоров Вячеслав Петрович (1956—1972)
- Соснин Виталий Фёдорович (1972—1977)
- Скворцов Виктор Михайлович (1977—1990)
- Колесников Борис Иванович (1990 — 15 мая 2002)
- Мишарин Александр Сергеевич (15 мая 2002 — май 2004)
- Шайдуллин Шевкет Нургалиевич (май 2004 — 20 марта 2007)
- и.о. Козырев Сергей Витальевич (20 марта — 5 апреля 2007)
- и.о. Фомин Валерий Константинович (5 — 13 апреля 2007)
- Супрун Владимир Николаевич (13 апреля 2007 — апрель 2011)
- Миронов Алексей Юрьевич (апрель 2011 — 14 декабря 2018 # / 9 апреля 2019)
- и.о. Искоростенский Валентин Владимирович (14 декабря 2018 — 9 апреля 2019)
- Колесников Иван Николаевич (с 9 апреля 2019 г.)
Начальник политотдела Свердловской железной дороги (1933—1943, 1948—1956)[править]
- Шахгильдян Ваган Петрович (1933—1935)
- Гапеев Александр Ефремович (-1936-)
- Заговалко Николай Михайлович (-июнь 1937- — январь 1938 #)
- Филин А.В. (-июнь 1938- — -1939-)
- Степанов (-март 1940- — -март 1942-)
- Олонов Михаил Иванович (-июнь 1942-) [7]
- Виноградов (-март 1943-)
- ---
- Задорожный Иван Акимович (1948—1949)
- Лапиков Николай Николаевич (-1952-)
- Станин Кастор Иванович (?—1956)
Начальник Пермской железной дороги (1939—1953)[править]
- Артюшин Михаил Алексеевич (1939—1942)
- ???
- Самохвалов Валериан Александрович (-1945-)
- ???
- Сугак Дмитрий Степанович (1950—1953)