Свободная энциклопедия Урала:Инкубатор:НИИМаш

Материал из Свободная энциклопедия Урала
Перейти к навигации Перейти к поиску

Перечень наиболее значимых и интересных событий в истории Научно-исследовательского института машиностроения


25 декабря 1955 г. — начало строительства авиационного завода Б-175, заложившего материальную основу для создания Научно-исследовательского института машиностроения. 01 сентября 1958 г. — создание Научно-исследовательского института машиностроения как филиала НИИ-1 (г. Москва). 17 июня 1962 г. — первое огневое испытание на испытательном комплексе жидкостных ракетных двигателей ИС-101. Начаты практические работы в обеспечение экспериментальных исследований ЖРД и их узлов по программам НИИ-1 и КБ отрасли. Июль 1970 г. — поставка первых комплектов ракетных двигателей 11Д428 для первой в мире долговременной орбитальной станции «Салют». 1971 г. — начало поставок первых товарных комплектов двигателей 11Д428А для автоматических кораблей «Космос-670», «Космос-772», «Космос-869» и «Космос-1001». 1972 г. — поставка первых товарных комплектов двигателей 11Д428М и 11Д446 для создания управляющих усилий в процессе ориентации спутника оптической разведки «Янтарь-2К», а также двигателей 11Д445 для создания управляющих усилий в процессе стабилизации спускаемого аппарата с указанного спутника. 1973 г. — поставка первых товарных комплектов двигателей малой тяги 17Д51 для создания управляющих моментов в процессе стабилизации спускаемых аппаратов спутника оптической разведки «Янтарь-2К» и его усовершенствованной модификации «Янтарь-4К1». 1978 г. — поставка первых товарных комплектов двигателей малой тяги 11Д458 как двигателей жесткой стабилизации космических аппаратов радиолокационного наблюдения «Космос-1870» и станции «Алмаз-1». 1979 г. — поставка первых товарных комплектов ракетных двигателей малой тяги 11Д459 как двигателей жесткой стабилизации космических аппаратов радиолокационного наблюдения «Космос-1870» и станции «Алмаз-1». 1979 г. — поставка первого товарного комплекта двигателей 11Д457 для создания управляющих усилий в процессе ориентации спутника оптической разведки «Янтарь-6К» по командам системы управления. 1979 г. — поставка первого товарного комплекта двигателей 11Д456 для спутников оптической разведки серии «Янтарь». 19 января 1980 г. — первое испытание жидкостного ракетного двигателя РД-0120 второй ступени ракеты-носителя «Энергия» на испытательном комплексе 201. 25 июля 1980 г. — начало эксплуатации криогенного стендового комплекса: проведено первое огневое испытание ЖРД РД-0120 (маршевого двигателя ракеты-носителя «Энергия» (блок «Ц»). Созданный криогенный комплекс обеспечил проведение более 500 огневых испытаний указанного двигателя, отработку систем и технологий РН «Энергия» и стартового комплекса космодрома «Байконур». 25 мая 1981 г. — преобразование филиала НИИТП в головной институт ракетно-космической отрасли России в области разработки и изготовления жидкостных ракетных двигателей малой тяги для космических аппаратов различного назначения (в том числе пилотируемых), а также научно-экспериментальный комплекс для испытаний кислородно-водородных жидкостных ракетных двигателей тягой до 3000 кН для средств выведения. 1984 г. — поставка первого товарного комплекта двигателей 17Д16 для управления положением многоразового транспортного космического корабля «Буран» в пространстве по командам, подаваемым системой управления. 1985 г. — поставка первого товарного комплекта двигателей 17Д58Э для мягкой стабилизации и ориентации космического летательного аппарата в космическом пространстве. 1989 г. — поставка первого товарного комплекта двигателей МД5 для управления положением и перемещения средства передвижения космонавта в открытом космосе. 1991 г. — поставка первого товарного комплекта двигателей МД08 для точной ориентации космического аппарата в пространстве по командам, подаваемым системой управления. 20 ноября 2000 г. — поставка первого товарного образца двухкомпонентной двигательной установки 11Д414НС для создания корректирующих усилий по управлению положением спутника «Молния» на высокоэллиптической орбите. 27 марта 2009 г. — поставка первых товарных электропневмоклапано 14Ц7100200.00 для управления подачей газообразных рабочих тел в системе наддува топливных баков двигательной установки по программе «Фобос-грунт». 23 июня 2005 г. — поставка первого товарного комплекта двигателя 11Д458М для исполнительного органа системы ориентации, стабилизации и обеспечения запуска маршевого двигателя разгонного блока «Бриз-М» взамен двигателя-прототипа 11Д458. 27 марта 2009 г. — поставка товарного образца двигательной установки возвращаемого аппарата по международной программе «Фобос-Грунт». 27 апреля 2009 г. — поставка товарных образцов блоков двигателей перелетного модуля по международной программе «Фобос-Грунт».


Перечень основных событий, связанных с эксплуатацией продукции института


19 апреля 1971 г. — начало эксплуатации ракетных двигателей 11Д428 в составе первой в мире долговременной орбитальной станции «Салют». 6 августа 1974 г. — запуск первого автоматического корабля «Космос-670» для отработки систем пилотируемого корабля «Союз», открывший серию запусков кораблей данного класса, с двигателями 11Д428А. 13 декабря 1974 г — Успешный запуск спутника оптической разведки «Янтарь 2К» («Космос-697») с двигателями 11Д428М, 11Д445 и 11Д446: на Землю спустили отснятую в полете фотопленку. 20 февраля 1986 г — Ракета носитель «Протон» вывела на орбиту базовый блок орбитального комплекса «Мир» с двигателями 11Д428А-10. Назначение блока: обеспечение деятельности экипажа численностью до 6 человек и управления комплексом «Мир» с изменяющейся конфигурацией. 15 ноября 1988 г. — Запуск ракеты-носителя «Энергия» с космическим кораблем «Буран», оснащенным двигателями 17Д16 на экологически чистых компонентах топлива «кислород-керосин». 26 ноября 1989 г. — Ракета-носитель «Протон» вывела на орбиту модуль дооснащения «Квант-2» орбитального комплекса «Мир» с двигателями 11Д458 и 17Д58Э. Назначение модуля: дооснащение комплекса «Мир» оборудованием, научной аппаратурой, а также выход космонавтов в открытый космос и доставка грузов. 01 марта 1990 г. — Запуск первого грузового корабля «Прогресс» («ПрогрессМ1-3») к Международной космической станции с двигателями 11Д428А-16. 1 и 5 февраля 1990 г. — Космонавты А.А. Серебров и А.С. Викторенко успешно провели летные испытания вокруг орбитального комплекса «Мир» средства для перемещения космонавтов с двигателями МД5. 31 мая 1990 г. — Ракета-носитель «Протон-К» вывела на орбиту модуль «Кристалл» орбитального комплекса «Мир» с двигателями 11Д458 и 17Д58Э. 16 августа 1992 г. — Грузовой корабль М-14 доставил на орбитальный комплекс «Мир» выносную двигательную установку ВДУ-1, оснащенную шестью двигателями 11Д428А-10, которая устанавливалась на 14-метровой ферме и подключалась к системе управления ориентацией орбитального комплекса по каналу крена. 20 мая 1995 г. — Ракета-носитель «Протон-К» вывела модуль «Спектр» орбитального комплекса «Мир» на орбиту с двигательными блоками из двигателей 11Д458 и 17Д58Э. 23 апреля 1996 г — Ракета-носитель «Протон-К» вывела на орбиту модуль «Природа» орбитального комплекса «Мир» с двигателями 11Д458 и 17Д58Э. 20 ноября 1998 г — Ракета-носитель «Протон-К» вывела на орбиту модуль «Заря» Международной космической станции с двигателями 11Д428 и 17Д58Э. 12 июля 2000 г. — Ракета-носитель «Протон» вывела на орбиту служебный модуль «Звезда» Международной космической станции с двигателями 11Д428А-10 и 11Д428А-14. 31 октября 2000 г. — Запуск пилотируемого космического корабля «Союз ТМ-31», открывшего серию запусков кораблей данного класса с двигателями 11Д428А-16, к Международной космической станции с первой основной экспедицией. 20 июля 2001 г. — Запуск ракеты-носителя «Молния-М» с двухкомпонентной двигательной установкой 11Д414НС для создания корректирующих усилий по управлению положением спутника на высокоэллиптической орбите.