Свободная энциклопедия Урала:Инкубатор:Лысьвенский металлургический завод

Материал из Свободная энциклопедия Урала
Перейти к навигации Перейти к поиску

Основание[править]

23 мая 1785 года поверенный княгини Шаховской (дочери барона Александра Григорьевича Строганова) Захар Андреев подал на высочайшее имя императрицы Екатерины II челобитную, в которой от лица своих вверителей просил о позволении на реке Лысьве построить новый завод. Вскоре Пермская казенная палата издала указ, которым Варваре Александровне Шаховской разрешалось построить новый завод с двумя домнами и фабриками и прочими необходимыми строениями. 19 августа 1785 года строительство Лысьвенского завода началось. К лету 1787 года было завершено строительство плотины, образовавший большой пруд. Лысьвенская плотина достигала в длину 197 саженей, шириной была у основания — 40, а по верху 17-20 саженей. Насыпь поднималась над уровнем воды на 5,3 сажени. 27 декабря 1787 года заработала первая домна Лысьвенского завода. В 1823 году после смерти В. А. Шаховской согласно завещанию Лысьвенский горный округ переходит в единоличное владение ее внучки в графини Варвары Петровны Шуваловой.

В 1847 году на Лысьвенском заводе был освоен передовой пудлинговый метод передела чугуна в железо. В середине XIX века на Лысьвенском заводе в числе прочих предприятий края началось освоение производства листового железа. В XIX в. Шуваловские заводы, а, следовательно, и Лысьвенский завод, были небольшими предприятиями. Однако завод был удобно расположен, по отношению к Уральской горнозаводской железной дороге, которая проходила по территории Лысьвенского округа.

В 1864 году Лысьвенский округ перешел в собственность сыновей графа П. П. Шувалова — Андрея и Петра. Братья поделили наследство. Владельцем Лысьвенского завода стал граф Петр Павлович Шувалов. Впервые Петр Шувалов побывал на Лысьвенском заводе в 1863 г., еще до официального получения наследства.

В 1874 году Петр Шувалов закрыл на заводе доменное производство и сделал изготовление листового кровельного железа основной специализацией предприятия. Для организации этого производства был заключен договор с подрядчиком В. А. Пьянковым, который привез в Лысьву опытных катальщиков и листопровивщиков из Павловского и Очерского заводов. Коренные лысьвенские рабочие были не в восторге от появления этих рабочих и на каждый допущенный ими промах сочиняли язвительные частушки. Но, как бы то ни было, за 1879—1889 гг. производство кровельного железа выросло более чем в 14 раз.

В пореформенный период хозяева завода не вкладывали средств в его переоборудование. По свидетельству современников, техническое состояние завода к началу 90-х годов XIX в. «было одним из последних на Урале». Техническое оснащение завода было крайне неэкономично и невыгодно. Все устройства, сделанные за последние 10 лет XIX в., имели какой-то случайный характер и не были связаны стройной системой. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже взыскательные европейские судьи отметили луженое и оцинкованное железо и жесть из Лысьвы Большим призом и золотой медалью. С этого времени на листах лысьвенского металла рядом с круглой фирменной печатью — пришедшим с фамильного герба Шуваловых мифическим единорогом — появилось изображение парижской награды. В 1900 г. на Лысьвенском заводе было прокатано 600 тыс. пудов кровельного железа. Правление завода и сам граф П. П. Шувалов предлагали довести прокат до одного миллиона пудов в год. Для этого ни старых мощностей Лысьвенского завода, ни их частичной модернизации было недостаточно. Требовалась коренная реконструкция и приобретение дополнительного оборудования — установка четырех новых прокатных станов, замена без остановки производства существующей крупносортовой машины другой более производительной. Но главное — Лысьвенский завод нужно было перевести на производство мартеновского железа. Итак, на рубеже XIX—XX веков Лысьвенский завод был подвергнут значительному переоборудованию: здесь были построены мартеновские печи, поставлены электродвигатели. Специалистов нашли в Симском заводском округе, принадлежавшем родственникам Шуваловых Балашевым. За разработку проекта и осуществление его технической части взялись управляющий округом горный инжененр А. И. Умов и С. Ю. Вериго. Заказ на строительство мартеновской фабрики был передан московской «Строительной конторе А. В. Бари». Все металлические и деревянные конструкции были изготовлены в Москве и доставлены в Лысьву в виде отдельных сборных элементов. В 1898 году из этих элементов было возведено новое задание мартеновского цеха. Руководил работами «первый инженер Российской империи» Владимир Григорьевич Шухов. А. Умов и С. Вериго не менее успешно довершили дело. В начале ХХ века количество мартеновских печей было доведено до четырех.

В 1898—1899 гг. на заводе была построена электростанция. Ток давала динамо-машина, которая, в свою очередь приводилась в движение паровой машиной. В 1904 году у екатеринбургского заводчика британца Фомы Ятеса была приобретена новая паровая машина мощностью в 300 лошадиных сил для вращения генератора с годовой выработкой до 700 кВт/ч. Со временем электричество стало приводить в движение большую часть станков. В начале ХХ века на Лысьвенском заводе появилась своя узкоколейка.

Но строительством мартеновского цеха реконструкция предприятия только начиналась. В период до 1906 года были построены крупносортный (сутуночный), жестепрокатный, жестеотделочный, лудильный, цинковальный цеха: июля 1906 года Фосс ввел в строй последний из построенных цехов — жестепрокатный. Техническим руководителем всей реконструкции завода был инженер Федор Федорович Фосс. В том же году было завершено строившееся по его проекту здание ремесленного училища, считавшееся своеобразным памятником Петру Павловичу и Павлу Петровичу Шуваловым. Отходы производства листового железа было решено использовать для изготовления металлической посуды. В 1908 году началось строительство посудной фабрики «Штамп», которая ранней весной следующего года выдала первую продукцию.

Итак, в результате технической реконструкции в начале ХХ в. завод выдвинулся в число передовых на Урале. Если в 1895 г. на Лысьвенском заводе работало всего 750 человек, то в 1907 г. — уже 3500 рабочих. В 1908 году продукция Лысьвенского завода заслужила большие золотые медали сразу двух российских выставок: Петербургской международной и XII сельскохозяйственой и промышленной в Ростове-на-Дону. В 1911 году появилась еще одна высшая награда — большая золотая медаль I Западно-Сибирской сельскохозяйственной и промышленной выставки в Омске. Лысьвенский округ был одним из главных участников синдиката уральских производителей кровельного железа — «Кровли». В начале 1913 г. завод выпускал около млн. пудов железа разных сортов.

В 1913 году в машинном зале центральной электростанции Лысьвенского завода была установлена паровая турбина производства американской компании «Вестингауз Электрик», в 1915-м — еще одна. Производство электроэнергии выросло до 5 млн кВт/часов в год. С 1913 по 1916 гг. продолжалось строительство Западно-Уральской железной дороги от Лысьвы до Бердяуша. После начала Первой мировой войны Лысьвенский завод очень быстро сумел перестроиться на выпуск военной продукции: шрапнельных снарядов, фугасных бомб, взрывателей, шанцевого инструмента, котелков. После завершения войны планировалось перевести завод с древесного угля на минеральное топливо и освоить производство сложных машин. Первые шаги в этом направлении были сделаны, не дожидаясь мирного времени. На собрании акционеров 1916 года обсуждался вопрос «о представлении обществу права на приобретение акций предприятий, деятельность которых преследует цели, аналогичные деятельности общества». В том же году был куплен за полтора миллиона рублей и включен в состав Лысьвенского округа единственный в России завод пневматических машин в Петербурге.

Накануне революции 1917 года Лысьвенский округ, а, следовательно, и Лысьвенский завод развивался более чем успешно.


Директора[править]