Свободная энциклопедия Урала:Инженеры Урала

Энциклопедия «Инженеры Урала»Править

Выход трёхтомной энциклопедии «Инженеры Урала» предпринят по инициативе Уральского отделения Российской инженерной академии (УрО РИА) и поддержан губернатором Свердловской области Э. Э. Росселем. Энциклопедия является первым в истории Урала, а по охвату территорий и диапазону представленных в ней сведений об инженерах всех отраслей техники и науки – первым и уникальным в СССР и России трудом, посвящённым творцам уральской техники и промышленности, благодаря которым Урал стал подлинным опорным краем державы. В Энциклопедии помещены статьи об инженерах, представляющих все области, республики и автономные округа Большого Урала: Башкортостан и Удмуртскую республику, Пермский край, Курганскую, Оренбургскую, Свердловскую, Тюменскую и Челябинскую области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. В редакционный совет Энциклопедии вошли губернаторы указанных регионов.

Первый том вышел в 2001 г, второй том – в 2007 году, в 2012 году вышел в свет третий том.

Энциклопедия «Инженеры Урала» содержит около 9500 статей о видных и выдающихся инженерах, которые внесли заметный вклад в становление и развитие техники Урала и страны в ХVIІI-ХХI веках. В книге содержится около 200 статей об инженерах дореволюционного периода. Остальные инженеры представляют ХХ и ХХI века – от периода бурного развития социалистической промышленности в годы предвоенных пятилеток, перестройки предприятий на выпуск военной продукции и перебазирования большого числа предприятий с Запада, их развёртывания на Урале в годы Великой Отечественной войны, послевоенного перехода на выпуск мирной продукции, развития новых отраслей хозяйства и до периода развитого социализма и перестройки уральской промышленности на рыночные отношения. Представлены статьи об инженерах, развернувших свою деятельность в условиях рыночной экономики и олицетворяющих технику и науку современной России.

Более 1500 предприятий, НИИ и вузов, выдвинувших своих инженеров, представляют все основные отрасли регионов Большого Урала: металлургию, машиностроение, энергетику, строительство, горнодобывающую и химическую промышленность, геологоразведку, нефте- и газодобычу, производство вооружений, строительство, транспорт, атомную и радиотехническую промышленность, информатику и связь, медицинскую технику, лесную, лёгкую и пищевую промышленность.

Создание, пуск и освоение крупнейших, часто уникальных по сложности производств в 20-е – 40-е годы прошлого века в условиях ограниченных материальных и людских ресурсов потребовало нетривиальных технических и организационных решений. Эти задачи решались инженерами, окончившими ещё дореволюционные институты, например, такими, как В. Ф. Фидлер на Уралмашзаводе, Н. Н. Барабошкин на Свердловском аффинажном заводе, или окончившими вузы в первые годы Советской власти, такими, как Л. Э. Вайсберг и А. Н. Комаровский на НТМК, М. И. Коробов и Г. И. Носов на ММК и др.

К началу Великой Отечественной войны (ВОВ) в результате беспрецедентного по размаху бурного строительства в годы предвоенных пятилеток Урал уже представлял собой могучую производственную базу страны. Мощное развитие в довоенный период получили металлургия и машиностроение Урала. Три построенные с нуля завода-гиганта – Уралмаш, Уралвагонзавод и Челябинский тракторный стали основными в своих отраслях в стране. Были построены в основном Уфимский моторостроительный завод, «Пермские моторы», Турбомоторный в Свердловске, Станкомаш в Челябинске и другие заводы. Урал увеличил объём своего промышленного производства в 10 раз по сравнению с 1913 г.

В 1941–1943 годах уральское машиностроение получило мощнейший импульс к своему развитию – небывалое в истории масштабное перебазирование больших и малых эвакуированных заводов с Запада, их развёртывание на Урале, перестройка предприятий на выпуск военной продукции умножили потенциал уральского машиностроения. С началом войны и строительство заводов, и вся жизнь пошли в другом измерении, сломались и так ударные сроки пуска цехов и агрегатов – счёт пошёл не на месяцы, а на часы и минуты. По существу многие заводы получили второе рождение. В течение двух первых лет войны на Урал эвакуировано 788 заводов, в т. ч. только в Свердловскую область – 212. Это колоссальный поток оборудования и людей, которых надо было принять, разместить, установить станки в существующих или построить новые цеха, запустить, обеспечить сырьём, электроэнергией и специалистами, дать людям крышу над головой и производить крайне необходимую стране продукцию для обороны в условиях тотального недостатка продуктов, материалов, кадров, энергии – ежечасного будничного подвига работников тыла.

В этот исторический период выдвинулись и сформировались молодые, но выдающиеся организаторы и руководители целых отраслей промышленности: наркоматов вооружений, боеприпасов и танковой промышленности –– В. А. Малышев, Д. Ф. Устинов, И. М. Зальцман, много работавшие на Урале. Многие эвакуированные специалисты возглавили заводы, цеха, стали главными специалистами, конструкторами боевой техники. Взять хотя бы трёх легендарных директоров великих заводов – Уралвагонзавода, Уралмаша и Челябинского тракторного, обеспечивших танками и самоходными орудиями Советскую Армию - Ю. Е. Максарёва, Б. Г. Музрукова и И. М. Зальцмана. Все трое прибыли на Урал из Ленинграда, с Кировского завода (им было по 36-38 лет). Не будет преувеличением сказать, что им лично в большой степени обязан советский народ победой в ВОВ, не менее, а может и более, чем прославленным полководцам, водившим эти лучшие в мире бронированные машины в бой. Не зря они тоже имели воинские звания генералов. Именно они воплотили на практике в массовом производстве гениальные разработки харьковских и ленинградских конструкторов М. И. Кошкина, А. А. Морозова, Н. Л. Духова, Ж. Я. Котина. Трое последних работали в годы войны на ЧТЗ и УВЗ. Железная воля этих людей, запредельная работоспособность, организаторский и инженерный талант позволили им мобилизовать все технические и человеческие ресурсы на выполнение в немыслимо короткие сроки планов отправки новой техники – танков Т-34, признанных лучшими танками Второй мировой войны, КВ, ИС, самоходок СУ-122, СУ-85, СУ-100 – на фронт в требуемых количествах, обеспечив тем самым количественное и качественное превосходство бронированных машин над самой мощной к началу войны армией вермахта. Они ковали оружие Победы. Многие из них имели высокие звания Героя Социалистического Труда, а некоторые были удостоены этого звания дважды и даже трижды, имели до десятка орденов (а Д. Ф. Устинов 11 раз был награждён орденом Ленина). Однако не обилие орденов и званий, а без преувеличения гениальные творения этих инженеров позволяют называть их «богами нашей Победы». Эта прославленная плеяда советских инженеров военного времени широко представлена в Энциклопедии.

Именно в военный период, благодаря в первую очередь, инженерной мысли родились новые и получили развитие существовавшие высокотехнологичные отрасли уральской промышленности – автостроение и моторостроение для авиации, другие отрасли машиностроения, появился ряд новых заводов чёрной и цветной металлургии.

Первенец уральского автостроения – Уральский автомобильный завод (основанный по решению Государственного комитета обороны 30.11.1941 г. о строительстве в г. Миассе автомоторного и литейного производств на базе эвакуированных цехов Московского автозавода им. И. В. Сталина) рождался в холоде и голоде в условиях жёсткой дисциплины военного времени. Свердловский машиностроительный завод им. М. И. Калинина (ЗИК) тоже ведёт отсчёт своей истории с 1941 г. Эвакуированный Московский орудийный завод им. М. И. Калинина (с 1928 г. – завод № 8) вырос в крупнейший орудийный завод в стране, обеспечивший конвейерный выпуск 37-мм., 45-мм., 85-мм. зенитных пушек для сухопутных войск и ВМФ страны. Предприятие «Пермские моторы» вошло в строй действующих предприятий Перми в 1936 г. как Пермский завод авиационных моторов. В период ВОВ был одним из основных производителей двигательных установок для военных самолетов. Уфимский моторостроительный завод работал с 1935 г., когда были выпущены первые 10 комбайновых моторов и 5 дизель-моторов. В 1939-1941 гг. завод стал предприятием оборонного значения № 184, производство было переведено на изготовление авиационных моторов. В 1941 г. на его территорию были эвакуированы оборонные заводы из Москвы, Ленинграда, Рыбинска и создано объединённое предприятие Уфимский завод № 23. В годы ВОВ предприятие освоило и выпустило 97 тыс. моторов М-105 и его модификаций для самолётов ЛаГГ-3, Як и др. Флагман химического машиностроения РФ – Уральский завод химического машиностроения – начал свою историю с 23 февраля 1942 г., когда на базе эвакуированного с оборудованием, материалами и людьми в августе 1941 г. киевского завода «Большевик» выпущена первая партия полковых миномётов в количестве 100 штук. Директором завода «Уралтяжхиммаш» назначен директор завода «Большевик» В. П. Курганов. В годы ВОВ Ижевский машиностроительный завод («Ижмаш») производил стрелковое оружие, авиационные пушки, универсальный пулемет Березина, увеличив к 1943 г. выпуск винтовок в 9 раз. Беспрецедентный рост выпуска военной продукции без преувеличения относится ко всем без исключения предприятиям Урала.

Нужно упомянуть и других капитанов военной промышленности: на машиностроительном заводе им. М. И. Калинина – М. В. Лаврова, на Уральском алюминиевом заводе – Е. П. Славского (впоследствии трижды Героя Социалистического Труда, министра среднего машиностроения СССР), на Первоуральском новотрубном заводе – Я. П. Осадчего и Н. А. Тихонова (впоследствии председателя Совета Министров СССР), на Нижнетагильском металлургическом заводе – Ф. Ф. Рязанова, Ф. А. Радкевича – на ВИЗе, Г. Ф. Слободина – на Каменск-Уральском заводе ОЦМ, С. А. Журавлёва – на Нижнесалдинском металлургическом и многих других. Велика была и роль рядовых инженеров и учёных в освоении новых технологий. Рядовые труженики заводов проявляли чудеса выдумки и смекалки, которые помогали выстоять в невыносимых условиях. Многие специалисты из Москвы, Ленинграда, Украины после войны остались на Урале, внесли весомый вклад в развитие и славу уральской промышленности.

Уже в ноябре 1945 года, через три месяца после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, США был принят первый военно-стратегический план применения атомного оружия против СССР, а по мере наращивания возможностей появились и другие планы по уничтожению Советского Союза как государства.

В сложившейся обстановке стало очевидным, что только обладание ядерным оружием может быть гарантом сохранения территориальной целостности и независимости нашей страны.

Руководством государства было принято решение о создании ядерного оружейного комплекса. В предельно сжатые сроки, в тяжелейших экономических условиях был проведен колоссальный объем научно-исследовательских, конструкторских, промышленно-технологических работ, итогом которых стало испытание в 1949 году первого отечественного образца атомного оружия на Семипалатинском полигоне. И снова Урал стал основной кузницей грозного оружия в Советском Союзе. В короткие сроки на Урале были построены крупнейшие специализированные комбинаты по производству делящихся и радиоактивных материалов, используемых как в оборонных целях, так и в энергетической отрасли, среди которых производственное объединение «Маяк», Уральский электрохимический комбинат – крупнейшие предприятия ядерного оружейного комплекса. Сотни выпускников московских и других вузов, молодые специалисты уральских институтов приехали в закрытые городки, чтобы составить инженерный корпус новой атомной отрасли промышленности – атомного щита нашей страны.

Научно-технический раздел работ, связанных с ядерным оружием, ведут институты и конструкторские бюро, такие как РФЯЦ-ВНИИТФ им. академика Е. И. Забабахина, Государственный ракетный центр «КБ имени академика В. П. Макеева». и другие. Производством и демонтажом ядерных зарядов и ядерных боеприпасов занимаются такие крупные уральские предприятия, как комбинат «Электрохимприбор», Приборостроительный завод; Уральский электромеханический завод, инженеры которых широко представлены в Энциклопедии.

Большинство из перечисленных НИИ, комбинатов и заводов было создано в конце сороковых – начале пятидесятых годов прошлого столетия. Их основателями, научными руководителями, главными конструкторами и директорами были выдающиеся ученые и организаторы производства, такие как И. В. Курчатов, А. П. Александров, Б. Л. Ванников, А. П. Завенягин, И. К. Кикоин, А. А. Бочвар, Н. А. Доллежаль, Е. П. Славский, Е. И. Забабахин, К. И. Щелкин, А. М. Петросьянц, Н. Л. Духов, В. А. Малышев, А. Я. Мальский, Б. Г. Музруков, Г. Л. Химич, Б. И. Сатовский, А. И. Яскин, Ф. А. Данилов, В. В. Кротов, М. В. Лавров, А. А. Мехренцев, Б. И. Колесников, В. А. Зуев, Р. М. Школьников и др., представленные в Энциклопедии. Вынужденный в целях своей безопасности спешно создавать ядерное оружие Советский Союз в сравнительно короткие сроки обеспечил им все виды Вооруженных Сил, достигнув к концу 60-х годов паритета с США по МБР, а к середине 70-х – и по количеству боеголовок.

Все это позволило сохранить мир в условиях «холодной войны», удержало мировые державы от непоправимого шага, ведущего к катастрофе.

Нынешнее поколение исследователей, конструкторов и производственников стремится сохранить и упрочить традиции одной из важнейших оборонных отраслей государства. Стабильное поступательное развитие уральских предприятий, обеспечивающих «ядерный щит», является гарантией стратегической безопасности страны, её устойчивого положения на мировой арене. Многие знаменитые имена встречаются среди главных и генеральных конструкторов предприятий и КБ. В Энциклопедии показана деятельность прославленных творцов в области ядерной техники – трижды Героя Социалистического Труда К. И. Щёлкина, дважды Героя Н. А. Доллежаля, авиационного двигателестроения – дважды Героя В. Я. Климова, артиллерийско-ракетной – Героев Социалистического Труда А. М. Исаева, Л. В. Люльева, стрелкового оружия – Ф. В. Токарева и дважды Героя М. Т. Калашникова, автомобилей – А. А. Липгарта и др. Деятельность героев другой беспрецедентной эпопеи – освоения Тюменского Севера, обеспечившей страну на долгие годы углеводородным топливом, составившим и основной экспортный потенциал страны – также нашла отражение в Энциклопедии.

Представителен отряд инженеров, определяющих уровень развития уральской и российской науки, – директоров и научных руководителей академических и отраслевых институтов, ректоров учебных институтов, заведующих отделами, кафедрами, лабораториями, профессоров вузов. Общепризнанные основатели и руководители уральских научных школ: химии – И. Я. Постовский, металловедения – С. С. Штейнберг и В. Д. Садовский, математики – Н. Н. Красовский, экологии – С. С. Шварц, сильноточной электроники Г. А. Месяц, металлургии – И. П. Бардин, геологии – А. Е. Ферсман, магнетизма – С. В. Вонсовский, тяжёлого машиностроения – Г. Л. Химич. Среди деятелей науки большое количество действительных членов Академии наук СССР и РАН, членов-корреспондентов РАН, членов отраслевых и общественных академий: Александров А. П., Бочвар А. А., Ватолин Н. А., Вернадский В. И., Вологдин В. П., Емельянов В. С., Коротеев В. А., Костюк В. В., Леонтьев Л. И., Мельников В. П., Немчинов В. С., Никольский Б. П., Петрянов-Соколов И. В., Поздеев А. А., Трофимук А. А., Уткин В. И., Чичканов В. П., Чарушин В. Н., Ченцов А. Г., Чупахин О. Н., Щербинин В. Е. и др. Первопроходцы космической эры – академик С. П. Королёв, космонавты А. А. Леонов, П. И. Беляев, Савиных В. П., В. И. Севастьянов, чьи судьбы были связаны с Уралом, также представлены в Энциклопедии.

Плодотворная деятельность инженерного корпуса, благодаря которой Урал стал одним из наиболее технически развитых регионов России, по достоинству высоко оценена Верховным Советом СССР, Правительством СССР и России: большинство инженеров, представленных в сборнике, награждены высокими правительственными наградами. Среди них 7 трижды Героев Социалистического Труда (Александров А. П., Ванников Б. Л., Духов Н. Л., Курчатов И. В., Е. П. Славский, Устинов Д. Ф., Щёлкин К. И.), 10 – дважды, 190 Героев Социалистического Труда, более 180 человек удостоены Ленинских премий и более 600 – Государственных премий СССР и РФ, в том числе Н. Л. Духов и А. А. Липгарт по 5 раз, 6 человек – по четыре раза. Большая часть инженеров удостоена государственных наград и почётных званий.

Представлена информация о деятельности руководителей предприятий, период работы которых совпал со временем перестройки производства в условиях становления рыночной экономики в 90-е гг. и которые решают сложные проблемы модернизации, автоматизации производственных процессов и конверсии производства, выпуска конкурентоспособной на мировом рынке продукции – В. А. Алекперова, Ю. А. Козлова, В. Н. Родина, Л. А. Смирнова, А. И. Савчука, Ю. К. Шафраника и др. Основная масса статей посвящена работе инженеров, определяющих сегодняшний день техники и науки Большого Урала – представителей руководящего состава, начальников отделов и цехов, ведущих специалистов предприятий.

Алфавитный порядок расположения в Энциклопедии статей-биографий, характеризующих основные этапы карьеры и личный вклад в техническое развитие уральской промышленности, позволяют легко найти интересующих читателя инженеров, а наличие приложений в конце книги с указателем предприятий, списками их работников, даёт возможность получить представление о специфике, истории, уровне их технического развития и деятельности конкретных инженеров.

В августе 2008 года Энциклопедия получила свою постоянную прописку в сети Интернет по адресу http://enc.ural.ru. В течение первых 4-х лет были обновлены все статьи из I и II томов «бумажной» версии. В 2014 году опубликован III том. Сейчас Интернет-версия существенно дополняет бумажный оригинал за счет удобной навигации. Более 12 миллионов пользователей Интернет познакомились с её героями.

Энциклопедия «Инженеры Урала» в 3-х томах представляет большой интерес как для специалистов в качестве уникального справочного материала о деятельности инженерного корпуса, так и для широкого круга историков техники и людей, интересующихся развитием инженерной мысли и её воплощением в технике и промышленных технологиях.

Филиппов М. А., Захаров В. Н., Зорин Е.А.