Величко Владимир Макарович

Материал из Свободная энциклопедия Урала
Перейти к навигации Перейти к поиску


Владимир Макарович Величко

Справка


Фамилия:
Величко
Имя:
Владимир
Отчество:
Макарович
Дата рождения:
23 апреля 1937 года
Место рождения:
с. Можайское Левороссошанского района Воронежской области



Владимир Макарович Величко (род. 23 апреля 1937 года) — советский государственный деятель, организатор экономики, промышленности и производства. Первый заместитель Премьер-министра СССР (1991). Министр энергетического машиностроения СССР (1983—1987). Министр тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения СССР (1987—1989). Министр тяжёлого машиностроения СССР (1989—1991). Дважды лауреат Государственной премии СССР (1976, 1978).

Член ЦК КПСС (1986—1990). Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР 11 созыва (1984—1989) от Ростовской области.

Биография[править]

Происхождение[править]

Владимир Макарович Величко родился 23 апреля 1937 года в селе Можайское Левороссошанского (ныне Каширского) района Воронежской области в крестьянской семье. Его отец, Макар Петрович Величко (1913—1980), работал в совхозе шофёром, трактористом и комбайнером. Участник Великой Отечественной войны, призван в ряды РККА 29 июня 1941 года. Служил старшим шофёром штабных машин 362-й стрелковой дивизии, сержант. В бою за город Червень вынес из-под огня противника тяжелораненого заместителя командира дивизии полковника М. Б. Рахматуллина. Награждён орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».

Мать, Мария Ивановна Величко (девичья фамилия Котлярова; 1919—1978), окончила педучилище и преподавала в начальной школе. Во время школьных каникул она, работая подручной у отца на комбайне, помогала ему в уборке урожая.

Предки В. М. Величко по отцовской линии происходили из государственных крестьян Богучарского уезда Воронежской губернии, Величковых. Дед, Пётр Трофимович (1887—1969), служил в лейб-гвардии: вначале в Егерском, затем в Преображенском полку. Был записан в армию с фамилией «Величко». Участник Первой мировой войны, Георгиевский кавалер. После установления советской власти своим трудом создал крепкое крестьянское хозяйство — вплоть до того, что хотел покупать трактор. В ходе коллективизации добровольно отказался от «лишнего» имущества в пользу совхоза и таким образом избежал раскулачивания. Бабушка, Елена Семёновна Величко (Борщёва; 1888—1976), крестьянка.

Дед по материнской линии, Иван Корнеевич Котляров (1898—1965), был участником Первой мировой войны. Во время Гражданской войны — в Красной Армии с мая 1919 года, воевал на Южном фронте в составе 40-й Богучарской стрелковой дивизии. Службу окончил в июне 1923 года. Ивана Корнеевича направляли учиться в военную академию, но он, по совету жены, предпочёл вернуться к сельскому труду. На Великую Отечественную войну бывший красный командир отправился в марте 1942 года рядовым красноармейцем. Сапёр 179-го инженерного сапёрного батальона. Девять раз был ранен, в том числе дважды — тяжело. Награждён орденом Красной Звезды. В мирное время работал секретарём сельского совета, затем плотником. Бабушка, Мария Андреевна Котлярова (Манжурина; 1899—1997), крестьянка.

«Деды у меня были – в формулировках того времени – классовые антиподы. Один в Гражданскую войну бок о бок с будённовским конным корпусом громил белогвардейцев Деникина, а второй служил, как он мне сам говорил, в Его Императорского Величества лейб-гвардии. Друг друга они не жаловали. Но, как я теперь понимаю, была одна очень важная сторона натуры, которая их объединяла. – Готовность к служению. Не только своей семье, родным, близким, но и Отечеству. Без позы, а по естеству души». — В. М. Величко.

Детство[править]

«Войну мы пережили у бабушки [маминой мамы]. Все время нас бомбили, потому что находились в прифронтовой полосе. Летом [1943 года], когда наши солдаты уходили, они оставляли после себя немало интересного, прежде всего оружие. У меня, пацана-дошкольника, образовался целый склад из пулеметов, ракетниц, автоматов, огромных, выше меня ростом, снарядов. На берегу речки я сделал себе уютное прикрытие, где любил возиться с оружием. Научился разбирать и собирать любой пистолет, гранату, у „лимонки“ мог выдернуть чеку, а потом загнать ее обратно. В дальнейшем [при выборе вуза] это пригодилось.

Мать была женщиной энергичной, дальновидной. Когда я окончил шестой класс, она решилась на отважный поступок. Отец считал, что я должен идти по его стопам, стать трактористом, а мать понимала, что детям надо давать „настоящее“ образование. Там, где мы жили, горизонты учебы не просматривались. Надо было действовать. И мы вдвоем с ней поехали в Москву. Мой брат Толя и сестра Валя остались с отцом. За полторы недели не удалось найти работу. Тогда мать вспомнила о своей подруге, она жила под Ленинградом. Поселок находился на 16-м километре от Московского вокзала, в Колпинском районе. Сейчас это территория Ленинграда.

Стоял август, надо было думать об учёбе. Я сел на паровик и отправился в Колпино, за девять километров от нас, еще дальше от Ленинграда. Меня там приняли в школу № 402. Добротная, трехэтажная, рядом с Ижорским заводом, школа действует и сейчас.

Больше всего времени я проводил с Левой Болгаровым. В дальнейшем Лев Николаевич стал серьёзным ученым, лауреатом Государственной премии СССР, занимался ядерной энергетикой. По вечерам мы заходили к нему домой и занимались математикой. Так увлеклись ею, что участвовали в олимпиадах школьников в Ленинграде и года три подряд занимали там первые места». — В. М. Величко.

Одновременно Владимир Величко занимался шахматами: в школьные годы играл в турнирах и стал перворазрядником.

Этапы профессиональной деятельности[править]

  • 1954: окончил среднюю школу № 402, г. Колпино;
  • 1954: сдал экзамены в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского. Был зачислен в ВВМИУ условно из-за обнаруженного дефекта зрения (в дальнейшем диагноз не подтвердился). Ввиду неопределённости ситуации с зачислением решил отработать год на производстве и в дальнейшем поступать в другой вуз;
  • 09.1954 — 05.1955: работал токарем на Ленинградском заводе «Большевик»;
  • 09.1955 — 02.1962: студент Ленинградского механического института (в 1956 — в академическом отпуске по состоянию здоровья). Начиная с третьего курса, получал повышенную стипендию; был старостой учебной группы. Окончил институт с квалификацией «инженер-механик» по специальности «Артиллерийское, автоматическое, ракетное и ствольное оружие». За время учёбы в ЛМИ прошёл полный курс военно-морской подготовки.

Учёба в Механическом институте давалась всем, даже лучшим студентам, нелегко. Особенно трудными были любимая Владимиром Величко высшая математика, теоретическая механика, внутренняя и внешняя баллистика. На одном из экзаменов преподаватель попросил претендовавшего на отличную оценку студента вывести формулу состояния при сложной системе распределения нагрузок. Владимир долго вёл вычисления, нашёл ряд удачных, с его точки зрения, преобразований, но в итоге обратился к экзаменатору: «Профессор! Кажется, я запутался». Преподаватель внимательно изучил написанное и подытожил: «Здесь трудно не запутаться. Эта задача по уровню сложности сродни теореме Лагранжа. Но пока, насколько я могу судить, всё верно. Поздравляю!»

  • 10.1960 — 02.1962: одновременно с учёбой в институте работал в ОКБ завода «Большевик», техник-конструктор.

Успехи В. М. Величко в работе и его продвижение по карьерной лестнице в значительной степени определялись той капитальной инженерно-научной подготовкой, которую он получил в одном из лучших технических вузов страны, а также универсальным опытом работы по выпуску самой современной техники, полученным им на ленинградском заводе «Большевик». Крупнейшее предприятие оборонного комплекса, бывший Обуховский завод, было создано в 60-х годах XIX века выдающимися русскими инженерами П. М. Обуховым и Н. И. Путиловым для выплавки особо прочных сортов стали (которые до того закупались за границей) и создания лучших образцов артиллерийского вооружения.

«Мне очень повезло с учителями на производстве. Среди них были инженеры и рабочие довоенной формации, которые, в свою очередь, учились на „Большевике“ у специалистов дореволюционной, обуховской школы. Запас технических знаний и навыков у моих старших товарищей был колоссальным. Плюс традиционная российская закваска умельцев, способных найти неожиданный ход и решить любой, самый сложный вопрос по конструкции и технологии. – Всё это позволяло заводу, как и в прежние времена, „делать пушки лучше, чем у Круппа“. Молодым инженерам, и мне в том числе, оставалось только впитывать этот уникальный опыт и стараться внести свою посильную лепту в общие достижения коллектива». — В. М. Величко.

  • с 1962 работал на заводе «Большевик», г. Ленинград:
    • 03.1962 — 01.1963: помощник мастера механосборочного цеха;
    • 01.1963 — 04.1963: мастер механосборочного цеха.

«Высокий красивый парень, очень толковый, как-то не по возрасту серьёзно входящий в каждое порученное дело, он был назначен … в цех помощником мастера по его просьбе… [После ответственной командировки молодого специалиста в Москву на испытания изделия] я попросил Халипа [начальника цеха № 3] отпустить Величко ко мне [в цех № 51], но Тимофей Михайлович увидел ценность этого молодого парня и назначил его начальником техбюро… Началась заметная в обществе часть жизни Макарыча. Он быстро сблизился со специалистами главного конструктора и главного технолога. Везде отмечали его самостоятельность в оценках и решениях, в цехе старшие мастера приняли его в свой круг как-то неожиданно легко». — В. Ф. Юровский, бывший начальник планово-диспетчерского отдела завода «Большевик» («О себе и не только (Мои 75 лет)». — СПб, Обуховский завод, 2009. — Глава 19).

    • 04.1963 — 03.1964: начальник технического бюро механосборочного цеха № 3;
    • 03.1964 — 05.1966: заместитель начальника механосборочного цеха по подготовке производства.

«Величко взялся за эту работу [заместителя начальника цеха] так же решительно, свободно и энергично, как и за все предыдущие, легко вошёл в „руководство цехов“… Несомненно, его отличали отличное знание выпускаемых машин, смелость в решениях, широкий взгляд на возникающие технические проблемы. Кстати, решительность его проявилась и в наиболее тонкой области – в области кадров. Он … выдвигал людей на неожиданные должности, ошибки в этом были весьма редки…». — В. Ф. Юровский, там же.

    • 05.1966 — 07.1967: заместитель начальника механосборочного цеха по производству;
    • 1964 — 1967: без отрыва от производства окончил Ленинградский инженерно-экономический институт; получил квалификацию «инженер-экономист»;
    • 07.1967 — 08.1971: заместитель директора завода по производству;
    • 19.08.1971 — 06.06.1975: директор Ленинградского государственного завода «Большевик».

Завод «Большевик» был не просто уникальным предприятием. По многим показателям он был единственным. Так, на каждом серьёзном заводе, связанном с оборонным комплексом, существовала военная приёмка продукции (представительство заказчика). В редких случаях, на особо крупных предприятиях, могло быть две приёмки — по разным направлениям техники. На «Большевике» приёмок было двенадцать, то есть он работал едва ли не со всеми родами войск Советской Армии и сил Военно-Морского Флота. Оснащённость руководства предприятия средствами связи опережала возможности других производственных объединений на десятилетия. Директор завода, в числе других видов продукции выпускавшего и оборудование командных пунктов ракетных войск стратегического назначения, мог при необходимости напрямую связаться с любым из командиров ракетных частей по всей стране.

Под стать размаху деятельности предприятия были и масштабы его структурных подразделений. Численность работников одного только механосборочного цеха, с которого В. М. Величко начинал работу после окончания ЛМИ, составляла 2500 человек — по существу, это был завод в заводе.

«За годы работы непосредственно под руководством Величко я опять (снова и снова) осваивал и практически применял науку управлять. Управлять производством, управлять людьми, уже в других условиях, с другой позиции. Надо было выработать систему, позволяющую использовать, не растерять то, чем мы всегда гордились, нашу комплектно-групповую систему с заданными сроками опережения. Она у нас действовала безотказно много лет, вся организация производства зиждилась на этой системе». — В. Ф. Юровский, там же.

  • 06.1975 — 12.1983: Первый заместитель Министра энергетического машиностроения СССР;
  • 12.1983 — 07.1987: Министр энергетического машиностроения СССР;
  • 07.1987 — 07.1989: Министр тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР;
  • 07.1989 — 01.1991: Министр тяжелого машиностроения СССР;
  • 01.1991 — 11.1991: Первый заместитель Премьер-министра СССР;
  • 11.1991 — 11.1992: Председатель Правления концерна «Тяжэнергомаш»;
  • 12.1992 — 09.1996: Председатель правления АО «ТЭНМА»;
  • 09.1996 — 08.2016: Президент ФПГ «Тяжелое энергетическое машиностроение»;
  • на 07.2022: во взаимодействии с ФГУП «ЦНИИчермет им И. П. Бардина» занимается анализом перспектив развития металлургической отрасли и новой техники в интересах энергетического машиностроения.

Поскольку В. М. Величко, работая в Правительстве СССР, на постоянной основе решал вопросы проектирования и изготовления военных систем и техники, эти годы были засчитаны Министерством обороны в стаж действительной военной службы. Вице-адмирал.

Итоги деятельности[править]

На Ленинградском государственном заводе «Большевик»[править]

При непосредственном участии В. М. Величко и под его руководством проводились: разработка и организация серийного производства стартовых установок, транспортно-пусковых контейнеров, заряжающих машин и другого оборудования, его монтаж на объектах системы ПРО А-35 («Московское кольцо»); серийное изготовление наземного оборудования системы ПВО С-75; разработка и создание пусковых установок и системы наземного оборудования комплексов ПВО С-200 и С-300; разработка и организация серийного производства оборудования стартовых комплексов межконтинентальных баллистических ракет. Разработаны и изготовлены пусковые ракетные установки для крупных кораблей ВМФ; изготовлены новые шахты и пусковые установки для подводных лодок.

По итогам выполнения государственного плана в VIII и IX пятилетках, в ходе которых В. М. Величко работал на Ленинградском заводе «Большевик» заместителем директора по производству и директором завода, предприятие было награждено орденами Октябрьской Революции (1971) и Трудового Красного Знамени (1976).

Во главе Министерств и в Правительстве СССР[править]

При ведущей роли возглавляемых В. М. Величко министерств, обеспечивших поставку, шеф-монтаж и своевременный ввод в эксплуатацию многих видов оборудования, соответствующего мировому уровню, – реакторов, парогенераторов, турбин и др. – была реализована стратегическая государственная программа по развитию атомной энергетики. Построен крупнейший в СССР Волгодонский завод атомного энергетического машиностроения «Атоммаш». В 1981 году на заводе был произведён первый реактор – для второго энергоблока Южно-Украинской АЭС. При выходе «Атоммаша» на полную проектную мощность к 1990 году предполагалось в год изготавливать 8 комплектов водо-водяных энергетических реакторов с повышенными характеристиками безопасности ВВЭР-1000 номинальной мощностью 1000 МВт каждый. Кроме реакторов, предприятие осуществляло изготовление и сборку другого оборудования, входящего в комплект блока АЭС — парогенераторов, машин перегрузки ядерного топлива, сепараторов-пароперегревателей, оборудования биозащиты, ёмкостей систем охлаждения активной зоны реактора и т. д. — всего 125 наименований, что позволяло полностью реализовать государственную программу по выпуску оборудования для АЭС.

Благодаря этому в СССР за время работы В. М. Величко в Министерствах и в Правительстве были введены в эксплуатацию энергетические мощности:

  • Армянская АЭС (два реактора ВВЭР-440. Первый энергоблок введён в эксплуатацию в 1976, второй — в 1980).
  • Балаковская АЭС (четыре реактора ВВЭР-1000/320. Первый энергоблок введён в эксплуатацию в 1986, второй — в 1988, третий — в 1989. Строительство четвёртого блока было начато в 1984, он был введён в эксплуатацию в 1993 и стал первым введённым в эксплуатацию в России после распада СССР).
  • Белоярская АЭС (энергоблок № 3 с реактором на быстрых нейтронах БН-600 был включён в энергосистему в 1980).
  • Запорожская АЭС (шесть реакторов ВВЭР-1000/320. Первый энергоблок введён в эксплуатацию в 1985, со второго по пятый — в 1986, 1987, 1988 и 1989. Строительство шестого блока было начато в 1986, он был введён в эксплуатацию в 1996. Запорожская АЭС стала крупнейшей в Европе и третьей по мощности в мире атомной электростанцией).
  • Игналинская АЭС (два реактора РБМК увеличенной мощности. Первый энергоблок введён в эксплуатацию в 1984, второй — в 1987).
  • Калининская АЭС (реакторы ВВЭР-1000. Первый энергоблок введён в эксплуатацию в 1985, второй — в 1987. Строительство третьего блока было начато в 1985, он был введён в эксплуатацию в 2004).
  • Кольская АЭС (реакторы ВВЭР-440. Третий энергоблок введён в эксплуатацию в 1982, четвёртый — в 1984. Кольская АЭС построена по одному проекту с финской АЭС «Ловииса», которая является самой экологически чистой в Европе).
  • Курская АЭС (реакторы РБМК-1000. Первый энергоблок введён в эксплуатацию в 1977, последующие — в 1979, 1984 и 1986).
  • Ленинградская АЭС (реакторы РБМК-1000. Второй энергоблок введён в эксплуатацию в 1976, последующие — в 1980 и 1981).
  • Нововоронежская АЭС (реактор 5-го энергоблока — ВВЭР-1000, введён в эксплуатацию в 1980).
  • Ровенская АЭС (два первых энергоблока с реакторами ВВЭР-440 введены в эксплуатацию в 1981 и 1982, а 3-й энергоблок с реактором ВВЭР-1000/320 — в 1987. РАЭС стала первой атомной электростанцией в СССР, которая прошла проверку МАГАТЭ в начале 1989. Строительство 4-го энергоблока [ВВЭР-1000/320] началось в 1986, введён в эксплуатацию в 2006).
  • Ростовская АЭС (реакторы ВВЭР-1000/320. Начало строительства первого энергоблока — 1981, второго — 1983. В 1988 на первый энергоблок был доставлен корпус ядерного реактора. На момент остановки строительства в 1990 готовность энергоблока № 1 составляла 95-98% [введён в эксплуатацию в 2001], энергоблока № 2 – 30% [введён в 2010]. В 2005, 2008, 2010, 2014 и 2017 Ростовская АЭС была признана лучшей среди АЭС России по культуре безопасности).
  • Смоленская АЭС (три энергоблока с реакторами РБМК-1000. Введены в эксплуатацию в 1983, 1985 и 1990).
  • Хмельницкая АЭС (реакторы ВВЭР-1000/320. Первый энергоблок введён в эксплуатацию в 1988. Строительство второго блока было начато в 1985, введён в эксплуатацию в 2005).
  • Чернобыльская АЭС (реакторы РБМК-1000. Первый энергоблок введён в эксплуатацию в 1978, последующие — в 1979, 1980 и 1984).
  • Южно-Украинская АЭС (три реактора ВВЭР-1000. Первый энергоблок введён в эксплуатацию в 1983, последующие — в 1985 и 1989. На втором энергоблоке установлен реактор, ставший первым произведённым на Волгодонском заводе «Атоммаш» в 1981).

Кроме того, после аварии на Чернобыльской АЭС был остановлен ввод в эксплуатацию ряда АЭС, в том числе оснащённых доказавшими высокий уровень надёжности реакторами ВВЭР-1000 Крымской АЭС и Одесской АТЭЦ.

За рубежом введены в строй ныне действующие АЭС: Козлодуй (Болгария), Пакш (Венгрия), Богунице и Моховце (обе — ЧССР, ныне — Словакия), Ловииса (Финляндия), Дукованы и Темелин (обе — ЧССР, ныне — Чехия), а также ныне закрытая АЭС Грайфсвальд (ГДР). Недостроенные зарубежные АЭС: Штендаль (ГДР), Хурагуа (Куба) и Жарновец (ПНР).

Практически на всех этих АЭС В. М. Величко бывал лично, в том числе на многих — многократно, принимая оперативные решения по вопросам обеспечения качества и сроков поставок реакторного и иных ключевых видов оборудования. Занимая высокие посты в министерствах и в Правительстве, Владимир Макарович был противником «кабинетного» стиля руководства. Он всегда был в гуще событий, живого процесса внедрения новой техники. Наиболее принципиальные и ответственные решения В. М. Величко старался принимать сам и этому же учил своих подчинённых.

Достигнутые по итогам XI пятилетки (1981—1985) предприятиями энергетического машиностроения высокие показатели производства позволяли государству ставить перед Министерством всё более масштабные задачи:

«К концу пятилетки [XII-й, 1986—1990] во всем производстве электроэнергии удельный вес ее выработки на атомных электростанциях почти удвоится и составит более 20 процентов». — Из доклада Председателя Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова ХХѴII съезду КПСС «Об основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года» (Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза / Москва, Политиздат, 1986 г. — 352 с. — С. 246).

Было запланировано:

«В электроэнергетике довести в 1990 году выработку электроэнергии до 1840 — 1880 млрд. киловатт-часов, в том числе на атомных электростанциях до 390 млрд. киловатт-часов». — Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года (там же, с. 294).

«В целях улучшения топливно-энергетического баланса страны [до 2000 года] увеличить выработку электроэнергии на атомных электростанциях не менее чем в 5 — 7 раз…» (там же, с. 275).

Возглавляемыми В. М. Величко министерствами проведена реконструкция уникальных заводов: Ленинградского металлического (в том числе были построены новые корпуса для выпуска газовых энергетических машин мощностью более 100 МВт), Ижорского (на котором построен единственный в стране прокатный стан «5000», 1985), «Русский дизель» (во Всеволожском районе построен Ленинградский дизельный завод) и др.

В. М. Величко руководил:

  • обеспечением широким спектром оборудования государственной программы строительства тепловых электростанций и магистральных газопроводов;
  • выполнением государственной программы по созданию унифицированных командных пунктов;
  • впервые в отечественной промышленности — организацией производства и серийным выпуском антенн наведения и управления космическими полётами с диаметром зеркала от 16 до 70 метров и высокоточным наведением по азимуту и углу места;
  • изготовлением комплекса наземного оборудования старта для космического корабля «Буран»;
  • разработкой и изготовлением пусковых ракетных установок для крупных кораблей ВМФ, изготовлением шахт и пусковых установок для подводных лодок.

Основной проблемой экономики СССР в 1980-х годах являлось исчерпание ресурсов экстенсивного развития. Единственно возможным становился экономический рост с использованием интенсивных факторов, использованием достижений НТР, переход к автоматизированному производству. Предприятия, действовавшие в составе возглавляемых В. М. Величко союзных министерств, в целом были ориентированы на создание новой техники, и использование достижений НТР являлось для них повседневной практикой.

В середине и в конце 1980-х годов, в условиях назревающего разрушения советской экономики, в ряде отраслей промышленности СССР наблюдался острый кризис управления. В то же время руководимые В. М. Величко министерства стабильно выполняли государственный план по количественным и качественным показателям. Принимая это во внимание, руководство Совета Министров СССР дважды осуществляло реорганизацию этих министерств путём присоединения к ним других, считавшихся проблемными.

20 июля 1987 года Министерство энергетического машиностроения СССР было объединено с Министерством тяжёлого и транспортного машиностроения СССР в одно – Министерство тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения СССР, руководителем которого был назначен В. М. Величко. В августе 1987 года предприятия и организации Минтяжэнергомаша СССР были переведены на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. До объединения Министерство тяжёлого и транспортного машиностроения СССР, по заявлению руководства этой отрасли, считалось неуправляемым, однако в составе нового укрупнённого министерства его предприятия вновь стали выполнять плановые задания.

27 июня 1989 года Министерство тяжёлого, энергетического и транспортного машиностроения СССР было объединено с Министерством химического и нефтяного машиностроения СССР, Министерством строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР и группой предприятий Министерства лёгкой промышленности СССР в единое Министерство тяжёлого машиностроения СССР. Под руководством В. М. Величко вновь сформированная отрасль, вобравшая в себя значительную долю промышленного производства всего Советского Союза, даже в условиях обострявшегося в СССР кризиса работала ритмично, наращивала производство и обновляла номенклатуру выпускаемой продукции. В ранге министра В. М. Величко руководил рядом входивших в Минтяжмаш крупных и крупнейших предприятий страны, которые изготавливали машины и оборудование, во многом определявшие соответствие военно-промышленного комплекса и некоторых других отраслей экономики СССР мировому уровню.

Министерство тяжёлого машиностроения СССР объединяло несколько подотраслей. В его рамках были сосредоточены и развивались производства:

  • машин и оборудования для атомной, тепловой и гидроэнергетики, газотурбинных электростанций;
  • металлургического оборудования;
  • горного машиностроения;
  • подъемно-транспортного машиностроения;
  • тепловозо- и электровозостроения, вагоностроения и путевого машиностроения;
  • изготовление крупногабаритных металлических заготовок высшей категории качества для атомных реакторов и труб большого диаметра для магистральных газопроводов;
  • оборудования для варки целлюлозы, а также полиграфических машин.

Активная работа отраслей промышленности и предприятий под руководством В. М. Величко продолжалась до ухода Владимира Макаровича из Правительства СССР. Так, в 1990 году по контракту с французской фирмой-заказчиком Армавирским заводом железнодорожного машиностроения была выполнена поставка оборудования для строительства тоннеля под Ла-Маншем. В 1991 году начал работу Свердловский метрополитен.

Кроме того, В. М. Величко на протяжении 11 лет (1975—1986) был заместителем академика А. П. Александрова — Председателя Междуведомственного технического совета по атомным электростанциям (МВТС). В начале 1980-х годов в состав этого чрезвычайно авторитетного органа входили пять министров и председателей Государственных комитетов СССР, десять академиков и членов-корреспондентов АН СССР, девятнадцать руководителей научно-исследовательских, конструкторских и проектных организаций. Задача Совета заключалась в определении перспектив основных технических направлений развития атомной энергетики и направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по дальнейшему совершенствованию АЭС, в выработке предложений по повышению их экономической эффективности, рекомендаций по вопросам безопасности в атомной энергетике. Решения Совета были обязательными для всех министерств и ведомств, участвующих в создании атомных электростанций.

Вклад в развитие Уральского региона[править]

Вопросы функционирования и развития ряда крупнейших предприятий Уральского региона постоянно находились в центре внимания В. М. Величко — первого заместителя министра, министра, первого заместителя Премьер-министра СССР. В числе этих предприятий были:

  • Уральский турбомоторный завод (с 1972 по 1992 выпуск самых мощных за всю историю завода паровых теплофикационных турбин Т-250 мощностью 250 МВт составил 32 комплекта. Эта машина вобрала в себя достижения науки и техники того времени и проектировалась для снабжения крупных городов теплом и электроэнергией. Использовались на электростанциях Москвы, Ленинграда, Минска, Киева, Харькова. Только в Москве установлено 19 турбин этой модели);
  • Уральский завод тяжёлого машиностроения («Уралмаш». В 1987 завод выпустил максимальный объём механических изделий за всю свою историю — 336 тысяч тонн. К 1990 численность работников завода составляла 35 тысяч человек);
  • Белоярская АЭС (энергоблок № 3 мощностью 600 МВт пущен в эксплуатацию в 1980);
  • Рефтинская ГРЭС — вторая по мощности и крупнейшая из работающих на твёрдом топливе тепловая электростанция в России (четыре энергоблока по 500 МВт, №№ 7, 8, 9 и 10, были сданы в эксплуатацию соответственно в 1977, 1978, 1979 и 1980);
  • Среднеуральская ГРЭС (в 1982 первая очередь электростанции переведена с угля на природный газ, резервное топливо — мазут. В 1985 на СУГРЭС был введен комплекс по подготовке воды для подпитки теплосети с проектной производительностью 6000 т/ч. Такие фильтровальные сооружения ранее в энергетике не применялись).

В. М. Величко принимал активное участие в работе Ассоциации содействия развитию Уральского региона, был членом Уральского землячества. Многие годы поддерживал хорошие отношения и сотрудничал с президентом АСРУР и почётным президентом Уральского землячества Я. П. Рябовым.

Учителя в профессии[править]

Своими главными учителями в овладении технологией и конструкцией сложных изделий, в практике управления крупными предприятиями и отраслями производства, во взаимодействии с научными коллективами В. М. Величко считает:

  • заведующего кафедрой «Технология машиностроения» Ленинградского механического института (ныне — кафедра «Технология и производство артиллерийского вооружения» БГТУ «Военмех») Моисея Абрамовича (Абелевича) Минкова, ведущего в стране специалиста в области обработки глубоких отверстий при производстве артиллерийских орудий. М. А. Минков ряд лет совмещал работу на кафедре с должностью главного технолога завода «Большевик»;
  • конструктора артиллерийских и пусковых установок для ВМФ и ПВО, пунктов управления РВСН Теодора Доминиковича Вылкоста, многолетнего главного конструктора завода «Большевик», доктора технических наук, лауреата Сталинской премии 1-й степени и Государственной премии СССР;
  • своего первого министра — одного из главных руководителей достижения паритета между СССР и США в области ракетно-ядерных вооружений, Министра общего машиностроения СССР Сергея Александровича Афанасьева;
  • бывшего директора Ленинградского завода «Большевик» и наркома вооружения СССР времён Великой Отечественной войны, Министра обороны СССР и члена Политбюро ЦК КПСС, Маршала Советского Союза Дмитрия Фёдоровича Устинова;
  • учёного-физика, одного из основателей советской атомной энергетики, академика и Президента Академии наук СССР Анатолия Петровича Александрова.

Коллеги по работе в Министерствах, в Правительстве СССР и в МВТС[править]

Не имея привычки копировать чей-либо стиль руководства, Владимир Макарович всегда был готов перенять что-то новое и полезное. Он с интересом наблюдал за манерой поведения старших коллег и их алгоритмом принятия решений.

С одним из крупных руководителей партии и советского государства, А. Н. Косыгиным, В. М. Величко взаимодействовал, занимая должность первого заместителя министра. Он неоднократно делал доклады Председателю Совета Министров СССР об итогах работы Министерства в завершившемся хозяйственном году и защищал бюджет на следующий год. Сопровождал Косыгина во время поездок по стране на предприятия отрасли и в ходе государственного визита в Чехословакию в 1979 году.

С Председателем СМ СССР Н. И. Рыжковым Владимира Макаровича многие годы связывают тесное деловое взаимодействие и тёплые человеческие отношения.

Среди ведущих министров СССР, сотрудничество с которыми было приоритетным для В. М. Величко, он выделяет Н. К. Байбакова, В. М. Рябикова, Е. П. Славского и Д. Т. Язова.

В числе наиболее близких и значимых соратников Владимир Макарович называет конструктора стартовых комплексов академика В. П. Бармина, создателя межконтинентальных баллистических ракет академика В. Ф. Уткина, конструкторов атомных подводных ракетоносцев академиков Н. Н. Исанина, С. Н. Ковалёва и И. Д. Спасского, создателей атомных реакторов академика Ф. М. Митенкова и В. В. Стекольникова (ОКБ «Гидропресс»; главный конструктор ВВЭР-440 и ВВЭР-1000), руководителей крупнейших отраслевых предприятий: В. Г. Овчара (генеральный директор ПО «Атоммаш» и Подольского ЗиО), А. А. Паршина (генеральный директор ПО «Красный котельщик») и Б. Н. Чефранова (директор Белгородского завода энергетического машиностроения), руководителей отраслевой науки академика А. И. Целикова и чл.-корр. Н. Н. Зорева (генеральный директор НПО ЦНИИТМАШ), металлургов академика И. В. Горынина и профессора Ю. В. Соболева (главный металлург, затем главный инженер Ижорского завода), физиков академиков Е. П. Велихова и А. Е. Шейндлина, специалиста по вычислительной технике академика В. М. Глушкова. Многолетние дружеские отношения связывали В. М. Величко с корифеем отечественной школы электросварки академиком Б. Е. Патоном.

Немалую роль в подготовке для предприятий квалифицированных рабочих кадров, в обеспечении бытовых условий и решении социальных вопросов играло руководство областей, на территории которых располагались заводы. В числе региональных партийных руководителей, сотрудничество с которыми помогало предприятиям и отрасли в выполнении поставленных перед ними задач, В. М. Величко называет Г. В. Романова, Я. П. Рябова, И. А. Бондаренко и А. В. Власова. Практически все они также являлись крупными партийными и государственными деятелями, решавшими вопросы развития промышленности в масштабах всей страны.

О времени и о себе[править]

Работа Владимира Величко в должности начальника техбюро цеха позволила ему проявить и основательную конструкторскую подготовку. Предложения, которые молодой инженер делал конструкторам при запуске в производство новых деталей и узлов, обычно получали положительную оценку и принимались разработчиками: без потери работоспособности изменить марку стали на менее дефицитную, заменить сложное и дорогостоящее литьё на стандартный покупной металлический профиль. Но были и более диковинные для серийного производства случаи.

Ещё раньше, работая мастером, В. Величко обратил внимание на редчайший для технологии оборонного предприятия казус. В комплекте одного важного изделия – ракетной пусковой установки – имелось кулачковое устройство, тормозившее аварийное опускание лафета при нештатном отключении электричества. Конструкторам не удалось точно задать в чертеже размеры кулачков сложного профиля, и на сборку изделия они каждый раз поставлялись после индивидуальной слесарной подгонки, по результатам многократной проверки работоспособности узла в целом. Впервые в своей инженерной практике столкнувшись с такими «вольными» техническими условиями, внесёнными в официально утверждённый чертёж, Владимир самостоятельно взялся за непростые математические расчёты, по ходу которых вчерашнему студенту, расположившемуся в тесной каптёрке мастера, даже пришлось взять тройной интеграл.

В результате вместо произвольной слесарной подгонки ему удалось чётко сформулировать требования к профилю кулачков. Однако работники производственного участка, как и ведущий конструктор узла, новшество приняли в штыки: «При чём тут интеграл?» В. Величко пришлось проявить большую настойчивость, чтобы заставить рабочих хотя бы один комплект кулачков изготовить по-новому. И узел прошёл проверку на работоспособность с первого предъявления. Потом был изготовлен второй комплект, третий – опять успешно. И уточнённые техусловия были внесены в чертёж. Тут же в цех пришёл начальник конструкторского отдела, а следом за ним – и главный конструктор завода Т. Д. Вылкост, который стал уговаривать Величко на переход в КБ на должность начальника расчётного отдела. Владимир Макарович, с первых дней почувствовавший вкус к работе организатора производства, своего согласия на перевод не дал.

«Однажды позвонил секретарь ЦК КПСС Д. Ф. Устинов, он отвечал тогда за оборонный комплекс. На нашем заводе он был живой легендой: когда-то здесь директорствовал. Спустя десятилетия я унаследовал не только его должность, но даже мебель в кабинете, к которой мы относились как к музейной ценности. И он ставит задачу: начать выпуск минометов „Василек“. Продиктовал сколько, к какому сроку, добавив со знакомой интонацией, которая свидетельствовала, что личные отношения для него могут ничего не значить: „Не сделаешь - ответишь в государственном и партийном порядке“.

А наше предприятие входило в систему общего машиностроения. И после разговора с Устиновым мне звонит министр Афанасьев, он тогда с головой ушел в изготовление ракет: „“Если сделаешь хоть один миномет, я тебя лично сдам прокурору. Мы, ракетчики, должны делать ракеты, а минометы - не наше дело“.

… Решил, что надо держаться своего министра. В конце концов я работал по плану, а это что - личная причуда? Но опять звонок от Дмитрия Федоровича, голос его тише и перспектива передо мной многообещающая: „По-моему, ты что-то недооцениваешь. Мы в полках уже создали минометные подразделения!“ И повесил трубку. Но я для себя решил окончательно: минометы делать не буду! Подходит декабрь. Вдруг звонит Афанасьев: „Если до конца года не сделаешь минометы, я тебя своими руками сдам прокурору!“.

В таких нервозных, если не сказать нелепых, условиях приходилось иногда работать. Пошел в обком, договорился, что нам с разных заводов подбросят 500 станочников, организовал героический штурм на „Большевике“. И мы сделали минометы». — Владимир Величко.

«Настоящий руководитель обязан хорошо знать предмет деятельности. Он должен иметь характер. Начатое дело доводить до конца. Необходимо точно понимать, что ты требуешь от людей — могут они это сделать или нет». — Владимир Величко.

Общественная и политическая работа. Журналистика[править]

Член бюро Ленинградского горкома КПСС. Член ЦК КПСС (1986—1990).

Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР 11 созыва (1984—1989).

Будучи депутатом ВС СССР от Ростовской области, В. М. Величко уделял приоритетное внимание вопросам развития промышленности и энергетики, социальной сферы г. Ростова-на-Дону и всего региона. Значителен вклад Владимира Макаровича в возведение и пуск в эксплуатацию одного из гигантов отечественной промышленности – завода «Атоммаш», в строительство города Волгодонска. По просьбе руководства Ростовского обкома КПСС руководимое В. М. Величко министерство обеспечило энергоснабжение нового крупного района Ростова-на-Дону – Северного жилого массива. Определяющее значение для обеспечения потребителей Ростовской области энергетическими ресурсами имел ввод в действие Волгодонской ТЭЦ-2 (введена в эксплуатацию в декабре 1977 с пуском первого энергоблока мощностью 60 МВт. Турбоагрегаты №№ 2 и 3 мощностью по 110 МВт введены в июне 1979 и в августе 1980. Турбоагрегат № 4 мощностью 140 МВт – в 1989) и подготовка к вводу в эксплуатацию Ростовской АЭС (начало строительства первого энергоблока – 1981, второго – 1983. На момент остановки строительства в 1990 готовность энергоблока № 1 составляла 95-98%, энергоблока № 2 – 30%. Энергоблок № 1 был подключен к сети в 2001).

В. М. Величко – один из основоположников Инженерной академии СССР.

В целом ряде случаев, когда намечавшееся расширение экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами требовало донести до иностранных партнёров и общественности перспективы такого взаимодействия и возможности советской стороны, В. М. Величко по заданию Совета Министров СССР выступал в печати соответствующих стран с тематическими статьями и обзорами. Все эти материалы Владимир Макарович, глубоко владея содержательной стороной и обладая профессиональным журналистским стилем, писал лично. Таким образом вышли многочисленные статьи В. М. Величко в печати Италии, Финляндии, Франции, ФРГ и других зарубежных государств, в том числе ряда стран социалистического лагеря. На протяжении многих лет Владимир Макарович является членом Международной федерации журналистов (IFJ).

Признание[править]

  • орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996);
  • орден Александра Невского (2021);
  • три ордена Ленина (1982, 1987, 1991);
  • орден Октябрьской Революции (1974);
  • орден Трудового Красного Знамени (1971);
  • Государственные премии СССР (дважды: 1976, 1978);
  • орден Дружбы (ЧССР, 1984);
  • действительный член Российской инженерной академии.

Семья, досуг[править]

Жена: Элеонора Дмитриевна Величко (Бестужева; род. 1938), учитель русского языка и литературы. Окончила Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена (1960). Педагогический стаж – 46 лет. Отличник народного просвещения РСФСР.

Дочь: Елена Владимировна Величко (род. 1962), инженер. Окончила Московский энергетический институт. Кандидат технических наук, защитила диссертацию по специальности «турбомашины и комбинированные турбоустановки» (1991).

Зять: Сергей Васильевич Шамшин (род. 1963), инженер. Окончил Московский электротехнический институт связи. Кандидат технических наук (1989).

Внук: Владимир Сергеевич Шамшин (род. 1985), инженер, специалист в области телекоммуникаций. Окончил Московский технический университет связи и информатики.

В молодости В. М. Величко всерьёз увлекался шахматами, играл в волейбол. В числе других увлечений — театр и балет (в студенческие годы Владимир всерьёз интересовался балетной критикой), литература. Многие произведения русской классической поэзии Владимир Макарович знает наизусть.

Близкие дружеские отношения связывали Владимира Величко с артистом балета и балетмейстером Аскольдом Макаровым. В числе других его знакомых и друзей — Юрий Григорович, Ирина Колпакова, Кирилл Лавров, Георгий Товстоногов.

Литература[править]

  • Я — Атоммаш : альбом / Автор текста С. Садошенко. — Москва, Плакат, 1987. — 176 с. — 25 000 экз.;
  • Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители. 1923—1991 гг. Историко-биографический справочник / Сост. В. И. Ивкин. — М., 1999. — ISBN 5-8243-0014-3;
  • Санкт-Петербург. 300 + 300 биографий. Биографический словарь / St. Petersburg. 300 + 300 biographies. Biographic Glossary / Сост. Г. Гопиенко. — На рус. и англ. яз. — М.: Маркграф, 2004. — 320 с. — Тир. 5000 экз. — ISBN 5-85952-032-8. — С. 49;
  • Министры советской эпохи о времени, о себе : [автобиографические очерки] / Московский городской совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Московская региональная общественная организация Совет ветеранов-министров СССР и РСФСР; редактор-составитель Валерий Лысенко. — Москва : Родина-Про : Патриот, 2009. — 434 с. — ISBN 978-5-91595-003-9. — 1000 экз.;
  • Министры советской эпохи о времени, о соратниках, о себе / Ред.-сост. В. П. Лысенко. — 2-е изд., расш. — Москва, Издательство Патриот, 2010. — 611 с. — ISBN 5-7030-1021-7;
  • Правительство советской эпохи 1923-1991 : руководящие органы Совнаркома, Совмина, Кабинета Министров СССР. Посвящается 100-летию образования Советского Правительства [справочник] / Отв. за выпуск М. М. Нейматов. — Москва, Граница, 2018. — 462 с. — ISBN 978-5-9933-0115-0. — 1000 экз.;
  • Наука и техника России. XX век (иллюстрированная биографическая энциклопедия в шести томах) / Коллектив авторов [сост. Г. Н. Гопиенко, дизайнер А. Ю. Петров]. — Уфа, ООО «Вехи», 2018– . (Серия НЛО: Новый летописец Отечества). Т. 1. — 2018. — 496 с. — ISBN 978-5-6040098-1-9.