Свободная энциклопедия Урала:Инкубатор:Уральский завод транспортного машиностроения
Федеральное государственное унитарное предприятие
«Уральский завод транспортного машиностроения»
- Мельковская мануфактура, Металлист, Завод №50, Уралтрансмаш
Адрес: 620027, г.Екатеринбург, ул.Свердлова, 6
Содержание
Продукция[править]
История[править]
ФГУП «Уралтрансмаш» — одно из старейших предприятий Урала. Почти два века назад на месте современных цехов по распоряжению главной конторы Екатеринбургских заводов была пущена Мельковская золотопромывальная фабрика.
Продукция мельковской фабрики начала пополнять золотой запас государственной казны. Однако золотосодержащих песков хватило лишь на 12 лет. После их выработки фабрику пришлось закрыть.
В начале 40-х годов девятнадцатого столетия заброшенный комплекс гидротехнических сооружений и производственных помещений на реке Мелькове привлек внимание англичанина П. Э. Тэта.
В сжатые сроки он выстроил новое фабричное здание, плотину, пустил в ход гидравлические сооружения, паровой двигатель и другие механизмы.
Для середины девятнадцатого века Мельковская мануфактура представляла собой крупное производство. Основную ее продукцию составляли паровые машины и котлы, поставляемые предприятиям и пароходным компаниям Сибири, Урала и Поволжья.
В сентябре 1872 года П. Э. Тэт продал Мельковский завод своему соотечественнику Гасперу Ятесу. В 1896 году машиностроительный завод Г. Ятеса значился в восьмерке лучших предприятий России. Особо ценились изготавливаемые екатеринбуржцами турбины. Cохранились сведения о высокой квалификации рабочих.
В 1928 году предприятие получило название «Металлист». Продолжая наращивать производственные мощности, завод подготовил базу для специализации. В 1936 году приступил к выпуску буровых станков, насосов, нефтяных качалок и другой продукции. Современная история предприятия ведет отсчет с начала Великой Отечественной войны.
Осенью и зимой 1941 года в заводских корпусах разместились коллективы эвакуированных предприятий из Москвы, Подольска и Сталинграда. Через 39 дней после начала монтажа оборудования первый легкий танк Т-60 был отправлен на фронт.
Только за первые полгода было изготовлено 1238 легких танков.
В октябре 1942 года была создана специальная конструкторская группа положившая начало Центральному Конструкторскому Бюро (ЦКБ) «Трансмаш» ФГУП «Уралтрансмаш», ставшему в СССР и России головным КБ по созданию самоходной артиллерии дивизионно-армейского звена.
За более чем 60 лет в ЦКБ разработано или модернизировано около 40 изделий военной техники: начиная от самоходных установок СУ-122 и СУ-100.
Более 20 боевых артиллерийских и инженерных изделий приняты на вооружение Российской (Советской) Армии и серийно изготавливались и изготавливаются на ФГУП «Уралтрансмаш».
В 60-70е годы Советская армия получила на вооружение современные образцы вооружения разработки и изготовления ФГУП «Уралтрансмаш»: зенитно-ракетный комплекс «Круг», гусеничный минный заградитель — ГМЗ, а также целый «букет» самоходных артиллерийских орудий: 152 мм самоходная гаубица 2С3М «Акация», 240 мм самоходный миномет 2С4 «Тюльпан» и др.
Новым этапом в развитии Отечественной самоходной артиллерий стало создание в 1989 году самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С», которая превзошла по своим тактико-техническим характеристикам все зарубежные аналоги. В последнее время специалистами предприятия ведется интенсивная работа по модернизации самоходных артиллерийских орудий в части оснащения современными аппаратурными комплексами.
Но не только продукцией военного назначения славится ФГУП «Уралтрансмаш». Первые шаги по пути конверсии позволили коллективу освоить производство станков-качалок для добычи нефти.
География фирменных поставок охватывает Тюменскую область, Пермскую область, Калининградскую область, Поволжье, республику Коми, Башкортостан, Татарстан, Казахстан, Украину, Беларусь, Литву.
Для нужд жилищного строительства и коммунального хозяйства предприятие освоило выпуск лебедок для пассажирских и грузовых лифтов.
Поиск продукции, которая бы определила портфель заказов на многие годы вперед, вывел предприятие на проектирование и производство трамвайного вагона. Эту идею активно поддержал Эдуард Россель.В короткие сроки была создана конструкция первых образцов вагонов модели 71-402 под названием «Спектр».
На предприятии организовано серийное производство современных безопасных, высокоэкономичных трамваев с асинхронным тяговым приводом и компьютерным управлением всеми системами вагона.
Осенью 2003 года завод выпустил новую модификацию трамвайного вагона модели 71-403. Весной 2006 года на предприятии состоялась презентация нового трамвайного вагона 71-405.
Уралтрансмаш не только развивается сам, но и дает толчок к развитию приоритетных и основных отраслей промышленности: горно-металлургической, нефтедобывающей, жилищно-строительной, железнодорожного транспорта.
И, наконец, не надо забывать, что именно Уралтрансмаш является единственным сегодня в России предприятием, производящим самоходные артиллерийские орудия. Основополагающие ценности нашего предприятия остаются неизменными уже многие годы — это профессионализм, ответственность, качество и безупречный сервис.
Уралтрансмаш с достоинством и честью всей своей истории, трудом поколений, богатыми производственными традициями уверенно смотрит в будущее и идет к новым победам на благо родного Отечества.
Руководство[править]
Генеральный директор[править]
- Лисин Иван Иванович (1943—1947)
- Петухов Константин Дмитриевич (декабрь 1947 — август 1949)
- Атаманов Михаил Павлович (1949—1963)
- Саплянов Вениамин Васильевич (1963—1971)
- Студёнок Геннадий Андреевич (1971—1988)
- Шарков Александр Николаевич (1988—2001)
- Зибарев Юрий Петрович (2001—2003)
- Комратов Юрий Сергеевич (2003—2013)
- Носов Алексей Дмитриевич (2013 — 7 декабря 2015)
- и.о. Колесник Павел Васильевич (7 декабря 2015 — 12 июля 2016)
- Городилов Владимир Александрович (с 12 июля 2016 г.)
Главный конструктор ЦКБ «Трансмаш»[править]
- Горлицкий Лев Израилевич (1942—1950)
- ???
- Сычёв Леонид Ефимович (1951—1953)
- Ефимов Георгий Сергеевич (1953—1978)
- Томашов Юрий Васильевич (1978—2001)
- Бутрин Юрий Филиппович (-2007-)
- Кукис Валерий Александрович (2007—2018?)
- Щипанов Алексей Николаевич (с 2018? г.)
Технологические возможности предприятия[править]
Литейное производство[править]
Цеха и участки стального и чугунного литья, цветного литья, литья по выплавляемым моделям, литья в кокиль, центробежного литья, литья под давлением.
Производство имеет:
- — современное оборудование для качественного литья деталей;
- — участок изготовления модельной оснастки.
Кузнечное производство[править]
Ковочные молоты и прессы для ковки и горячей объемной штамповки деталей различной конфигурации. Для изготовления кузнечных штампов используется электроэрозионное оборудование.
Термическое производство[править]
- — закалка и отпуск конструкционных и легированных сталей;
- — цементация малоуглеродистых легированных сталей;
- — закалка ТВЧ.
Сварочное производство[править]
Использование высокоэффективных технологий сварочных работ. Производство оснащено современным оборудованием для сварки деталей из черных и цветных металлов:
- — полуавтоматическая сварка в СО2 и газовых смесях на основе аргона;
- — аргонно-дуговая сварка;
- — износостойкая наплавка под слоем флюса и самозащитными порошковыми проволоками;
- — электронно-лучевая сварка;
- — контактная точечная и шовная сварка;
- — пайка мягкими и твердыми припоями;
- — газокислородная, плазменная и лазерная резка на установках ЧПУ.
Предприятие располагает современным высокотехнологичным оборудованием листообработки с ЧПУ фирмы «Трумпф», с использованием технологии лазерной резки, вырубки, гибки.
Создан специализированный участок по производству сварных блоков трубопроводов для АЭС. Имеется лицензия ГАН РФ на производство.
Механообрабатывающее производство[править]
Широкое использование прогрессивных технологий на станках-автоматах, полуавтоматах, станках с ЧПУ, обрабатывающих центрах. Комплекс оборудования позволяет обрабатывать детали различных технологических классов.
Производственное подразделение специализированно. Изготавливаются зубчатые колеса из конструкционных сталей с наружным и внутренним зацеплением, цилиндрическим, коническим и червячным, с модулем от 0,7 до 12-ти.
Для тяжелонагруженных машин зубчатые колеса изготавливаются из хромоникелевых сталей с цементацией и закалкой до высокой твердости и шлифовкой зубьев. Выпускаются редукторы и коробки скоростей различных характеристик, массой от 5 до 4000 кг. Квалификация рабочих и инженеров, отлаженная система контроля позволяют обеспечить высокое качество продукции.
Производство защитных покрытий[править]
- — коррозионностойкие покрытия черных и цветных металлов — оксидация, фосфотирование, цинкование, блестящее цинкование, хромирование, никелирование;
- — лакокрасочные покрытия, в том числе порошковыми эмалями в электростатическом поле.
Инструментальное производство[править]
Изготовление специального режущего, мерительного инструмента и технологической оснастки:
- — червячных фрез и долбяков;
- — протяжек;
- — специальных резцов;
- — калибров и мерительных инструментов;
- — технологических приспособлений;
- — штампов вырубных, вытяжных, и гибочных для деталей всех видов;
- — пресс-форм для пластмасс, резинотехники и литья по выплавляемым моделям.
Производство оснащено оборудованием для координатной расточки и шлифования, профильного шлифования, специальных методов обработки, электрохимической электроэрозионной обработки, гальванопластики.
Контроль и исследование[править]
Лаборатории металлографическая, химическая, механических испытаний, защитных покрытий, сварочной технологии.
См. также[править]
Материалы предоставлены пресс-службой ФГУП «Уралтрансмаш» и публикуются на основании официального разрешения.